28 марта 2019
Кто такой уполномоченный по охране труда? Уполномоченный по охране труда — это лицо, которому было доверено представлять интересы работников организации. Уполномоченный по охране труда может быть как от профсоюзной организации, так и от трудового коллектива организации. Так как профсоюзные организации — это явление уходящее (особенно во время кризиса), рассматривать данную тему будем в контексте трудовых коллективов.
Как проходят выборы уполномоченного по охране труда? Выборы уполномоченного по охране труда проходят на общем собрании работников. Для ведения собрания необходимо сначала избрать председателя и секретаря собрания. Далее озвучивается повестка дня: избрание уполномоченного по охране труда от трудового коллектива сроком на три года (или не менее двух лет). На повестке дня как правило кто-то из знающих (специалист по охране труда например) выступают с сообщениями типа: в соответствии со статьей 370 Трудового кодекса Российской Федерации для осуществления контроля за соблюдением работодателем и его представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права и охраны труда, выполнением ими условий трудовых договоров, соглашений, необходимо избрать уполномоченного по охране труда и т.д. Далее предлагаются кандидаты из числа работников, прямо или косвенно не заинтересованных в нарушении прав работников, не связанных с организацией работ на рабочих местах (в т.ч. организацией охраны труда) и т.д. Происходит голосование.
Выборы уполномоченного по охране труда должны отражаться в соответствующем протоколе. Данный протокол, например, является неотъемлемой частью материалов по расследованию несчастного случая, если уполномоченный по охране труда принимал участие в комиссии по расследованию несчастного случая. Контрольно-надзорные органы запрашивают его в обязательном порядке.
Для легитимности работы уполномоченного по охране труда, ему необходимо будет пройти обучение по охране труда в учебном центре как уполномоченному и получить соответствующее удостоверение. Разумеется за счёт средств работодателя.
Какие задачи выполняет уполномоченный по охране труда? Основные задачи уполномоченного по охране труда заключаются в: -Содействии создания в организации здоровых и безопасных условий труда, соответствующих требованиям охраны труда. -Осуществлении контроля за состоянием охраны труда в организации и за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда.
-Представлении интересов работников в государственных (Государственная инспекция труда и т.д.) и общественных организациях при рассмотрении трудовых споров, связанных с применением законодательства об охране труда, выполнением работодателем обязательств, установленных коллективными договорами или иными соглашениями по охране труда.
-Консультировании работников по вопросам охраны труда, оказание им помощи по защите их прав на охрану труда и т.д. Как уполномоченный по охране труда оформляет выявленные им нарушения? Форма оформления выявленных нарушений хорошо описана в методических рекомендациях по организации наблюдения (контроля) за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессионального союза, утверждённых постановлением Исполкома ФНПР от 26.09.2007 г. № 4-6. Также в рекомендациях по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива, утверждённых Постановлением Минтруда РФ от 08.04.1994 г.№ 30 представлена форма представления уполномоченного (доверенного) лица по охране труда, которое уполномоченный выдаёт в случаях выявления нарушений. Аналогичная процедура выдачи предписания специалистом по охране труда.
Какие основные функции должен осуществлять уполномоченный по охране труда? Основные функции возлагаемые на уполномоченных по охране труда:
-Осуществление согласования локальных нормативных актов принимаемых в Организации.
-Осуществление контроля за соблюдением работодателями законодательных и других нормативных правовых актов об охране труда, состоянием охраны труда.
-Осуществление контроля за выполнением работниками их обязанностей по обеспечению охраны труда, а именно: соблюдением работниками норм, правил и инструкций по охране труда; правильностью применения специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты по назначению и содержанием их в чистоте и порядке.
-Участие в работе комиссий в роли представителя работников. Например участие в работе комиссии по расследованию несчастного случая на производстве; комиссии по проведению проверок и обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов на соответствие их действующим требованиям охраны труда; комиссии по оценке эффективности работы вентиляционных систем, санитарно-технических устройств и санитарно-бытовых помещений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников.
-Участие в организации первой помощи (а после соответствующего обучения — оказание первой помощи) пострадавшему от несчастного случая на производстве.
Какими правами обладает уполномоченный по охране труда? Для реализации возложенных на уполномоченного по охране труда функций, ему предоставляются права. Как правило они заключаются в том, чтобы:
-Контролировать соблюдение законодательных и других нормативных правовых актов об охране труда.
-Проверять выполнение мероприятий по охране труда, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями, результатами расследования несчастных случаев.
-Принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приёмке в эксплуатацию средств труда.
-Получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организации о состоянии условий и охраны труда, происшедших несчастных случаях на производстве.
-Предъявлять требования к должностным лицам о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников.
-Выдавать руководителям и иным должностным лицам обязательные к рассмотрению представления об устранении выявленных нарушений законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда.
-Обращаться в соответствующие органы (Государственную инспекцию труда и т.п.) с предложениями о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.
-Принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с изменением условий труда, нарушением законодательства об охране труда, обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда.
Скачать: Постановление Минтруда РФ от 08.04.1994 № 30
Постановление от 26.09.2007 № 4-6
Протокол общего собрания работников организации
Представление уполномоченного (доверенного) лица по охране труда
Предложение уполномоченного (доверенного) лица по охране труда
Отчет о работе уполномоченного (доверенного) лица по охране труда
Глава 2. Классификация информационной продукции
Статья 6. Осуществление классификации информационной продукции
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 1 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
1. Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.
2. При проведении исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат:
1) ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление;
2) особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;
3) вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 3 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
3. Классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:
1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;
2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;
3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;
4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;
5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).
Об определениии возрастного ценза основной телевизионной передачи с учетом содержания сообщений "бегущей строки" см.информацию Роскомнадзора от 22 января 2013 г.
Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ часть 4 статьи 6 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу c 1 сентября 2013 г.
См. текст части в предыдущей редакции
4. Классификация информационной продукции, предназначенной и (или) используемой для обучения и воспитания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, дополнительных общеобразовательных программ, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством об образовании.
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 5 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
5. Классификация фильмов осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и законодательства Российской Федерации о государственной поддержке кинематографии.
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 6 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
6. Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации.
Статья 7. Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет
К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).
Статья 8. Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 7 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
1) кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;
2) ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;
3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.
Статья 9. Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 8 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
1) эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);
2) изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;
3) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.
Статья 10. Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 9 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
1) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;
2) изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);
3) информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;
4) отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;
5) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.