12 мая 2017
По закону, работодатель обязан организовать на предприятии обучение сотрудников в области охраны труда (статья 225 Трудового кодекса). Чтобы обеспечить требования охраны труда на предприятии, распространить правовые знания среди сотрудников, проводить регулярную профилактическую работу по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболевании, работодатель обязан создать на предприятии кабинет или уголок охраны труда (п. 2 постановления Минтруда России от 17 января 2001 года № 7 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда»).
Руководитель организации не может сам решить, оборудовать ли кабинет охраны труда или достаточно уголка. Этот вопрос регламентирует пункт 5 постановления Минтруда России от 17 января 2001 года № 7 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда». В нем сказано следующее:
«В организациях, осуществляющих производственную деятельность, с численностью 100 и более работников, а также в организациях, специфика деятельности которых требует проведения с персоналом большого объема работы по обеспечению безопасности труда, рекомендуется создание кабинета охраны труда; в организациях с численностью менее 100 работников и в структурных подразделениях организаций — уголка охраны труда. В организациях, производственная деятельность которых связана с перемещением работников по объектам и нахождением на временных участках работы (например, при работе вахтово — экспедиционным методом), целесообразно оборудовать передвижные кабинеты охраны труда и уголки охраны труда».
Это значит, что в небольших компаниях, где трудятся менее 100 сотрудников, руководителю предприятия достаточно оформить уголок охраны труда. Ответственным за уголок обычно назначают специалиста по охране труда.
Уголок охраны труда организации обеспечивает выполнение тех же мероприятий, что и кабинет охраны труда.
А именно:
-обучение по охране труда, в том числе безопасным методам и приемам выполнения работ,
-применение СИЗ на данном предприятии;
-обучение оказанию первой помощи пострадавшим на производстве;
-проведение инструктажей по охране труда, тематических занятий с работниками, к которым предъявляются требования специальных знаний охраны труда и санитарных норм;
-проверку знаний требований охраны труда работников.
На крупном предприятии, где есть несколько структурных подразделений, работодатель может помимо кабинета охрану труда, организовать на участках уголки охраны труда. То нужно чтобы обеспечивать сотрудников структурных подразделений организаций следующее информацией:
-о планах работы кабинета охраны труда;
-о графиках проведения инструктажей и расписаниях учебных занятий по охране труда;
-знакомить с приказами и распоряжениями, касающихся вопросов охраны труда организации, с планами по улучшению условий и охраны труда;
-доводить информацию о вредных и (или) опасных производственных факторах и средствах индивидуальной и коллективной защиты на рабочих местах структурного подразделения;
-информировать сотрудников о статистике производственного травматизма и профзаболеваний в организации и принятых мерах по устранению их причин;
-рассказывать о новых поступлениях в кабинет охраны труда документов, учебно — методической литературы, учебных видеофильмов по охране труда и т.д.
Под уголок охраны труда не обязательно выделять отдельное помещение. Чаще всего его оформляют в виде стенда на стене произвольного размера.
Оформление уголка по охране труда
Уголок по охране труда состоит из общего и специального раздела.
В общем разделе размещают:
-законы и другие нормативные правовые акты по охране труда (ГОСТ Р, ССБТ, СН, СП, ГН, СаНПиН, СНиП и др.);
-локальные документы организации;
-информацию об управлении охраной труда на предприятии;
-информацию об опасных и вредных производственных факторах, средствах коллективной и индивидуальной защиты;
-инструкции по охране труда
-приказ о назначении ответственного за охрану труда в подразделении.
-действия сотрудников во время чрезвычайной ситуации или аварии.
Содержание специального раздела уголка зависит от специфики условий труда в организации.
В специальный раздел можно включить:
-информацию по пожарной и электробезопасности;
-инструкцию по эксплуатации опасных производственных объектов;
-правила оказания первой помощи;
-сведения о нормах выдачи СИЗ,смывающих и (или) обезвреживающих средств и средств коллективной защиты, молока и лечебно-профилактического питания;
-информацию о порядке прохождения медосмотров.
Например, если предприятия относится к вредному производству, то на стенде должна быть размещена информация о том, к какому номеру рациона лечебно-профилактического питания относится специальность того или иного сотрудника (приказ Минздравсоцразвития РФ от 16 февраля 2009 г. N 46н «Об утверждении Перечня производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, рационов лечебно-профилактического питания, норм бесплатной выдачи витаминных препаратов и Правил бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания»).
Информацию из общего и специального раздела вы можете разместить на отдельных стендах. А каждую тему раздела выделить цветом или хорошо читаемым заголовком.
Для оформления уголка охраны труда, специалисты нередко используют одни из самых распространенных и доступных средств пропаганды безопасности труда — плакаты. Их можно купить в магазине или заказать в типографии. Тематика плакатов зависит от профиля предприятия. Главное — в доступной форме показать сотрудникам, с какими опасностями они могут столкнуться во время выполнения своих трудовых обязанностей.
По наполнению плакаты бывают следующих видов:
1. Положительный плакат. Он подчеркивает преимущества безопасного труда;
2. Предупреждающий плакат. Изображение на нем, как правило, устрашающее. На рисунке показаны негативные последствия нарушений правил безопасности труда;
3. Нейтральный плакат. Он не несет эмоциональную окраску, а лишь информирует о возможных последствиях нарушения правил безопасной работы на предприятии;
4. Комбинированный плакат. На нем изображают сюжет (несколько картинок), который позволяет работнику составить полную картину об опасности на предприятии;
5. Юмористический плакат. На нем изображают комический образ сотрудника, который нарушает охрану труда на предприятии.
Для уголка охраны труда можно выделить и отдельное помещение. Это может быть целесообразным, если на предприятии есть много архивных документов по охране труда. В этом случае стоит выделить комнату, в которой будут оборудованные шкафы для хранения документов, а на стенах размещены информационные стенды. В ней же можно обустроить рабочее место для ответственного за охрану труда на предприятии. Если такой необходимости нет, уголок охраны труда можно разместить в публичном месте, доступном для работников. Например, рядом с комнатой отдыха, в холле у входа или рядом со столовой (п. 16 постановления Минтруда России от 17 января 2001 года № 7).
Материалы для уголка по охране труда
Рядом с уголком охраны труда можно разместить стойку и ежемесячно пополнять ее периодическими печатными журналами на тему охраны труда.
Есть смысл оборудовать рядом с информационным стендом стол, на котором будут лежать чистые листы бумаги, ручки для письма и образцы документов по охране труда.
Глава 2. Классификация информационной продукции
Статья 6. Осуществление классификации информационной продукции
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 1 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
1. Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.
2. При проведении исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат:
1) ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление;
2) особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;
3) вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 3 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
3. Классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:
1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;
2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;
3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;
4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;
5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).
Об определениии возрастного ценза основной телевизионной передачи с учетом содержания сообщений "бегущей строки" см.информацию Роскомнадзора от 22 января 2013 г.
Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ часть 4 статьи 6 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу c 1 сентября 2013 г.
См. текст части в предыдущей редакции
4. Классификация информационной продукции, предназначенной и (или) используемой для обучения и воспитания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, дополнительных общеобразовательных программ, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством об образовании.
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 5 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
5. Классификация фильмов осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и законодательства Российской Федерации о государственной поддержке кинематографии.
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 6 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
6. Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации.
Статья 7. Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет
К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).
Статья 8. Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 7 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
1) кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;
2) ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;
3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.
Статья 9. Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 8 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
1) эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);
2) изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;
3) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.
Статья 10. Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 9 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
1) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;
2) изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);
3) информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;
4) отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;
5) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.