3 августа 2018
УВАЖАЕМЫЕ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ!
Напоминаем, что налоговый орган, выявив задолженность, в соответствии со ст.69 Налогового кодекса РФ направляет должнику требование об уплате налога в добровольном порядке, неисполнение которого влечет меры принудительного взыскания, а именно передачу в судебные органы заявления о взыскании задолженности. За I квартал 2018 года в судебные органы передано почти 30 тысяч заявлений на сумму 323 млн рублей в отношении физических лиц, не уплативших налоги за 2016 год.
Исполнительный лист или судебный приказ, полученный от судебного органа, направляется либо по месту работы должника, и взыскание производится с заработной платы, либо в службу судебных приставов, которая взыскивает задолженность за счет имущества физического лица. Так, за I квартал 2018 года служба судебных приставов получила для наложения взыскания 3 тысячи судебных актов на сумму 13 млн рублей. Одна тысяча судебных актов на 4,3 млн рублей направлена на исполнение работодателю или иному лицу, осуществляющему периодические выплаты.
Обращаем внимание, что судебные разбирательства имеют весьма неприятные последствия для должника. Неплательщику придется уплатить не только сам налог, но и пени в связи с просрочкой платежа, государственную пошлину за рассмотрение дела в суде и исполнительский сбор в размере 7% от суммы долга. Процедуры по взысканию задолженности также сопровождаются арестом счетов в кредитных учреждениях, удержанием сумм долга из заработной платы, пенсий, запретом на выезд за пределы Российской Федерации.
Проверить, есть ли долги по налогам (при наличии — произвести их онлайн-оплату) можно с помощью электронного сервиса сайта ФНС России nalog.ru «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц». Для подключения к нему следует обратиться в любую налоговую инспекцию Российской Федерации.
Сервис сайта налоговой службы «Заплати налоги» также дает возможность сформировать и распечатать платежные документы на оплату налогов в кредитном учреждении или осуществить безналичные платежи. Однако для того, чтобы им воспользоваться, необходимо знать сумму налога к оплате.
НОВЫЕ ПРАВИЛА ВЗЫСКАНИЯ НАЛОГОВ СО СЧЕТОВ: ЧТО ИЗМЕНИТСЯ В 2018 ГОДУ
С 1 июня 2018 года правила, по которым налоговики могут принудительно взыскивать неуплаченные налоги со счетов, изменятся из-за закона от 27 ноября 2017 г. № 343-ФЗ.Рассказываем.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке. Эта процедура состоит из нескольких этапов.
Вначале налогоплательщику направляется требование о добровольной уплате налоговой задолженности в срок, который установлен в требовании. Процессуальные моменты, связанные с направлением требования о погашении налоговой недоимки (включая пени и штрафы) налогоплательщику, определены положениями ст. 69 и 70 НК РФ.
Если это требование налогоплательщик не исполнит, в отношении него применяется установленная положениями ст. 46 НК РФ процедура принудительного взыскания налоговой недоимки посредством обращения взыскания на денежные средства, размещенные на банковских счетах налогоплательщика. Она начинается с принятия налоговым органом соответствующего решения в срок — не позднее двух месяцев после истечения указанного в требовании срока для уплаты недоимки. В течение шести дней данное решение должно быть доведено до сведения налогоплательщика любым допустимым НК РФ способом.
В соответствии с п. 4 ст. 46 НК РФ поручение налогового органа на перечисление сумм налога в бюджетную систему РФ направляется в банк и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной ст. 855 ГК РФ.
В поручении налогового органа на перечисление налога должно содержаться указание на те счета, с которых должно быть произведено перечисление налога, и сумму, подлежащую перечислению ( п. 5 ст. 46 НК РФ ).
Важная деталь. В названном пункте не уточнено, какие именно счета должны отразить налоговики в поручении для взыскания — конкретные номера счетов, с которых будет взыскиваться налоговая задолженность, или же достаточно фразы «с открытых в банке счетов». В связи с этим на практике получили распространение оба варианта.
Для обеспечения исполнения решения о взыскании налоговой недоимки применяется приостановление операций по счетам в банке (п. 1 ст. 76 НК РФ). По общему правилу (п. 2 ст. 76 НК РФ) приостановление операций по счетам означает прекращение банком расходных операций по этим счетам в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении операций налогоплательщика по счетам в банке (см. также Письмо Минфина России от 13.10.2017 № 03 ‑02 ‑07/1/69325). Решение о приостановлении операций налогоплательщика по его счетам в банке может быть принято не ранее вынесения решения о взыскании налога (см. Постановление АС ВВО от 10.07.2017 № Ф01-2626/2017 по делу № А11-6280/2016).
В первую очередь недоимка взыскивается с рублевых расчетных счетов налогоплательщика, и только при недостаточности денежных средств на них задолженность погашается посредством обращения взыскания (п. 5, 6, 6.1 ст. 46 НК РФ):
В настоящее время банк может списать задолженность только со счетов налогоплательщика, которые открыты на основании договора банковского счета, так как в силу п. 2 ст. 11 НК РФ под счетом для целей налогообложения понимаются расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые согласно указанному договору. Словом, налоговики не вправе обратить взыскание на транзитные счета (см. Письмо Минфина России от 19.03.2015 № 03 ‑02 ‑07/1/15053).
Однако уже с 1 июня 2018 года взыскание может быть обращено не только на «денежные» счета, но и «металлические» счета (то есть счета, открытые на основании договора банковского счета в драгоценных металлах). Соответствующие поправки в п. 2 ст. 11 НК РФ внесены Федеральным законом от 27.11.2017 № 343 ‑ФЗ. Аналогичные уточняющие поправки внесены и в п. 1 и 1.1 ст. 46 НК РФ.
Кроме того, в новой редакции изложен п. 5 ст. 46 НК РФ. Им теперь определена четкая последовательность обращения взыскания на банковские счета налогоплательщика. Сначала недоимка взыскивается с рублевых счетов, при недостаточности средств на них взыскание обращается на валютные счета, только затем недоимка будет взыскиваться со счетов в драгоценных металлах.
Также новой редакцией п. 5 ст. 46 НК РФ определена процедура списания средств с «металлических» счетов. Она схожа с порядком списания средств с валютного счета (который, кстати, не изменился): одновременно с поручением на погашение налоговой недоимки контролеры должны направить в банк поручение на продажу драгоценных металлов и перечисление полученных средств на текущий расчетный счет налогоплательщика. Это поручение при наличии средств на счете банк должен исполнить не позднее двух операционных дней ( абз. 1 п. 6 ст. 46 НК РФ ).
Вместе с тем, как и раньше, будет действовать запрет на обращение взыскания на депозитные счета, по которым не истек срок действия депозитного договора (см. также письма ФНС России от 23.03.2017 № ГД-4-8/5294@, от 12.11.2015 № ГД-4-8/19765@). Более того, с 1 июня 2018 года подобный запрет Законом № 343 ‑ФЗ распространен и на депозитные счета, и на вклады в драгоценных металлах (абз. 5 п. 5 ст. 46 НК РФ). Конечно, если срок действия договора на такой вклад не истек.
Помимо ст. 46 НК РФ поправки, касающиеся драгоценных металлов, внесены в другие нормы ч. 1 НК РФ, в частности в п. 5, 11 ст. 47, п. 1 ст. 48, п. 1, 3, 3.1 и 4 ст. 60, п. 5 ст. 64, п. 6 ст. 75. Но все они носят уточняющий характер.
Кроме того, в целях обеспечения исполнения решения о взыскании налоговой недоимки налоговики смогут приостанавливать операции налогоплательщиков по банковским счетам в драгоценных металлах. В связи с этим п. 2 ст. 76 НК РФ дополнен Законом № 343 ‑ФЗ новым абзацем, определяющим порядок приостановления операций по обозначенному счету. Соответствующие изменения внесены также в п. 9.2, который устанавливает последствия (в виде процентов) неправомерного приостановления операций по счетам налогоплательщика. Теперь эти проценты будут начисляться и в случае неправомерной блокировки счета в драгоценных металлах.
В силу п. 2 ст. 86 НК РФ банки обязаны представлять налоговым органам сведения обо всех имеющихся у налогоплательщиков счетах и остатках денежных средств. Соответственно, с обозначенной даты эта обязанность распространяется на счета в драгоценных металлах и остатки драгоценных металлов на них.
Также законодателем установлена (ст. 134 НК РФ дополнена новым п. 2) ответственность банка за совершение расходных операций по счету в драгоценных металлах при наличии у него решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в виде штрафа в размере 20% от суммы денежных средств, эквивалентной стоимости драгоценных металлов, с которыми были проведены расходные операции по счету, но не более суммы задолженности, а при отсутствии задолженности — в размере 20 тыс. руб.
Будут нести ответственности банки и за совершение действий по созданию ситуации отсутствия драгоценных металлов на счете налогоплательщика (п. 2 ст. 135 НК РФ).
И последнее. От обложения НДС с 1 июня 2018 года будут освобождены только банковские операции по сделкам с драгоценными металлами (абз. 8 пп. 3 п. 3 ст. 149 НК РФ), в отношении сделок с драгоценными камнями данное освобождение применяться не будет (ст. 2 и 3 Закона № 343-ФЗ).
Глава 2. Классификация информационной продукции
Статья 6. Осуществление классификации информационной продукции
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 1 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
1. Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.
2. При проведении исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат:
1) ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление;
2) особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;
3) вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 3 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
3. Классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:
1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;
2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;
3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;
4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;
5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).
Об определениии возрастного ценза основной телевизионной передачи с учетом содержания сообщений "бегущей строки" см.информацию Роскомнадзора от 22 января 2013 г.
Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ часть 4 статьи 6 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу c 1 сентября 2013 г.
См. текст части в предыдущей редакции
4. Классификация информационной продукции, предназначенной и (или) используемой для обучения и воспитания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, дополнительных общеобразовательных программ, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством об образовании.
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 5 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
5. Классификация фильмов осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и законодательства Российской Федерации о государственной поддержке кинематографии.
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 6 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
6. Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации.
Статья 7. Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет
К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).
Статья 8. Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 7 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
1) кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;
2) ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;
3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.
Статья 9. Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 8 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
1) эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);
2) изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;
3) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.
Статья 10. Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 9 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
1) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;
2) изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);
3) информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;
4) отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;
5) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.