27 ноября 2017
Оплатить имущественные налоги за 2016 год необходимо до 1 декабря 2017 года
Пользователи электронного сервиса сайта ФНС России www.nalog.ru «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» смогут увидеть начисления по имущественным налогам только в электронном виде, в своем личном кабинете. На бумажном носителе уведомления таким физическим лицам дублироваться не будут.
Напоминаем, что амурчане уже второй год платят налог на имущество, рассчитанный по кадастровой стоимости, которая наиболее приближена к рыночной оценке недвижимости. При расчете налога на имущество за 2016 год будет применяться коэффициент плавного увеличения налоговой нагрузки в размере 0,4 (при расчете налога за 2015 год его размер составлял 0,2).
При этом более 15 категорий граждан полностью освобождены от уплаты налога, в том числе, пенсионеры, инвалиды I и II групп, участники ВОВ и т.д. Льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида (квартира, дом, гараж и т.д.) по выбору налогоплательщика. Лица, имеющие право на льготы, должны самостоятельно (либо через представителей) представить необходимые документы в налоговые органы.
Кроме того, для всех налогоплательщиков предусмотрены вычеты в отношении жилых объектов: 10, 20, 50 квадратных метров, соответственно, на комнату, квартиру, жилой дом, — они уменьшают кадастровую стоимость объекта недвижимости, с которой будет исчисляться налог.
Сведения об объектах налогообложения налогом на имущество физических лиц и правах на них, в том числе о кадастровой стоимости, представляются в налоговые инспекции территориальными органами Росреестра. Поэтому именно в указанную структуру необходимо адресовать вопросы, связанные с расчетом кадастровой стоимости жилого и нежилого имущества.
Кроме того, часть налоговых уведомлений содержит перерасчет налогов за 2014 — 2015 годы в связи с наличием у налоговых органов следующих оснований:
· сведений, полученных в соответствии со ст. 85 НК РФ из регистрирующих органов, об объектах налогообложения и их владельцах, которые ранее не были представлены в налоговый орган;
· заявлений налогоплательщиков об использовании налоговых льгот, поступивших после рассылки налоговых уведомлений за 2014 — 2015 годы;
· изменений налогового законодательства (в том числе законов субъектов РФ и муниципальных нормативных правовых актов), улучшающих положение налогоплательщиков (уменьшающих налоговые ставки, предоставляющих льготы и т.п.), принятых после рассылки уведомлений за 2014 — 2015 годы и распространяющихся на предшествующие налоговые периоды;
· уточненных сведений о кадастровой стоимости недвижимости в связи с изменением результатов кадастровой оценки уже после направления налоговых уведомлений за 2014 — 2015 годы;
· иных оснований для проведения перерасчета налоговых обязательств.
Если в этих случаях имелась переплата по имущественным налогам за предшествующие периоды, то в налоговом уведомлении итоговая сумма налогов будет выставлена с учетом этой переплаты.
Розничная продажа алкогольной продукции может быть переведена на онлайн-кассы только с 1 июля 2018 года
С 31 июля 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 29.07.2017 № 278-ФЗ, которым внесены изменения в ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».
В соответствии с документом индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, а также налогоплательщики единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности могут осуществлять розничную продажу алкогольной продукции (в том числе пива и пивных напитков) без применения контрольно-кассовой техники до 1 июля 2018 года при условии выдачи по требованию покупателя документа, подтверждающего прием денежных средств.
Напоминаем, что для плательщиков, которые ранее не применяли контрольно-кассовую технику, необходимо приобрести и установить кассы, уже соответствующие новым требованиям.
Качество услуг налоговой службы можно оценить через смартфон
Чтобы направить оценку, необходимо установить на смартфон или планшет специальное приложение, позволяющее считывать QR- коды, затем сканировать такой код с плакатов, размещенных на стендах в налоговых инспекциях. Сервис позволяет моментально оценить доступность информации для налогоплательщиков, комфортность в месте обслуживания, время ожидания в очереди и предоставления услуги, вежливость и компетентность сотрудников налогового органа.
Еще одним способом оценить качество услуг является отправка бесплатного смс-сообщения. Чтобы принять участие в оценке, следует предоставить номер мобильного телефона налоговому инспектору, оказавшему госуслугу. Налогоплательщику придет сообщение с номера Федерального телефонного центра 0919 с предложением оценить качество услуги по 5-тибалльной шкале (ответное СМС бесплатное).
Оценки принимаются по таким видам услуг, как государственная регистрация юридических лиц и предпринимателей, представление сведений из единых госреестров юрлиц и индивидуальных предпринимателей, бесплатное информирование и прием налоговых деклараций.
Оставить письменный отзыв о работе налоговых органов области граждане могут через сайт «Ваш контроль» — специальную систему мониторинга качества государственных услуг. Все что для этого нужно — зарегистрироваться на указанном сайте и выбрать необходимый налоговый орган.
Что делать, если при приеме интернет-платежей сломалась касса
Ситуация, когда при приеме интернет-платежей ломается или становится недоступным кассовый аппарат, возможна не только при расчетах в интернете.
При этом в учетной системе пользователя ККТ такие расчеты отражены и кассовые чеки сформированы. Но обязанность по формированию чека ККТ и его передаче в налоговый орган налогоплательщик до конца не исполнил по не зависящим от него причинам (накладки, сбои, неполадки фискального накопителя, выход из строя кассы и пр.).
Итак, если возникла проблема с фискальным накопителем, организация—производитель фискального накопителя может извлечь из него данные с пометкой, какие чеки ККТ были отправлены оператору фискальных данных (от него есть подтверждение), а какие нет. Неотправленные данные кассовых чеков на электронном носителе должны быть переданы в ФНС России вместе с заявлением пользователя ККТ, в котором описывается сложившаяся ситуация.
В ситуации, когда данные о некоторых расчетах по каким-то причинам не попали в фискальный накопитель, но в учетной системе пользователя они отражены, необходим чек коррекции.
С 2018 года меняются формы отчётности по налогу на имущество организаций
С 2018 года будут применяться новые формы отчётности для налогоплательщиков по налогу на имущество организаций, утверждённые приказом ФНС России от 31.03.2017 № ММВ-7-21/271@.
Одним из значимых изменений является то, что для идентификации объектов налогообложения, относящихся к недвижимости, в разделе 2.1 налоговой декларации в строке с кодом 010 необходимо указать кадастровые номера объектов, а при их отсутствии условные номера (строка 020) в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости. Если же права на объекты не зарегистрированы, то указываются инвентарные номера (строка 030) либо12-тиразрядныекоды (строка 040) в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ, ОК 013-2014).
Если имущество учитывалось по ОКОФ в редакции до 1 января 2017 года (ОК 013-94),то организации не требуется присваивать новые коды по ОК 013-2014:достаточно в строке 040 указать прежний9-разрядныйкод ОКОФ.
Соответствующие разъяснения направлены налоговым органам в письмах ФНС России от 03.07.2017 № БС-4-21/12769@ и от 24.08.2017 № БС-4-21/16786@. Письма также размещены в рубрике «Письма ФНС России, направленные в адрес территориальных налоговых органов» на сайте ФНС России.
Заявление о регистрации (перерегистрации) ККТ и снятии ее с учета теперь представляется по новым формам
Приказом ФНС России от 29.05.2017 № ММВ-7-20/484@ ом ФНС России от 29.05.2017 № ММВ-7-20/484@ (зарегистрирован в Минюсте России 09.08.2017) утверждены новые формы документов, применяемые при регистрации контрольно-кассовой техники (ККТ) в налоговых органах:
— заявление о регистрации (перерегистрации) ККТ;
— заявление о снятии ККТ с регистрационного учета;
— карточка регистрации ККТ;
— карточка о снятии ККТ с регистрационного учета.
Также утверждены порядки заполнения данных форм документов, их направления и получения.
Признается утратившим силу приказ ФНС России от 09.04.2008 №ММ-3-2/152@, которым были утверждены ранее действовавшие формы указанных документов.
Минфин: перерасчет по страховым взносам до 1 января 2017 года не отражается в расчете для налоговой
Расчеты, в том числе уточненные, по страховым взносам за отчетные периоды до 1 января 2017 года, представляются в соответствующие органы Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации.
Соответственно, суммы перерасчета страховых взносов за отчетные периоды до 1 января 2017 года, отражаются в уточненной отчетности РСВ-1 ПФР и 4-ФСС.
В расчете по страховым взносам, представляемом в налоговый орган с 1 января 2017 года, данные суммы не отражаются.
Соответствующие разъяснения изложены в письме Минфина России от 21.08.2017 № 03-15-07/53488 и доведены по системе налоговых органовписьмом ФНС России от 01.09.2017 № БС-4-11/17464@.
С 1 октября меняется порядок начисления пени для юридических лиц
С 1 октября 2017 года изменяется порядок начисления пени для юридических лиц. В соответствии с новым порядком пени начисляются на неуплаченную сумму налога по каждому сроку.
При этом процентная ставка для расчета пени принимается равной:
· одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Банка России на сумму задолженности, сложившейся на 01.10.2017, с учетом операций по ее погашению, поступивших в последующие периоды;
· одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Банка России на сумму недоимки, возникшей после 01.10.2017, за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком до 30 календарных дней включительно;
· одной сто пятидесятой действующей в это время ставки рефинансирования Банка России на сумму недоимки, возникшей после 01.10.2017, за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком свыше 30 календарных дней.
Налог на доходы, не удержанный налоговым агентом, появится в уведомлениях в 2018 году
В уведомления на уплату налогов за транспорт, землю и имущество по сроку 1 декабря 2017 года не будут включены суммы налога на доходы физических лиц (НДФЛ) за 2016 год, которые не были удержаны налоговым агентом по месту работы физического лица. Обязанность по уплате такого НДФЛ перенесена на 1 декабря 2018 года.
Ранее предполагалось, что в соответствии со ст. 228 Налогового кодекса Российской Федерации амурчане, получившие доходы в 2016 году, с которых не был удержан налог их работодателем, должны были уплатить налог не позднее 1 декабря 2017 года на основании уведомления, направленного налоговым органом.
При этом отменена обязанность налогоплательщиков представлять в инспекцию декларацию по форме3-НДФЛ,а также самостоятельно рассчитать и уплатить налог с полученных доходов.
Налоговый вычет можно получить и при дистанционном обучении
По закону родители, опекуны или попечители, в том числе и бывшие, имеют право на социальный налоговый вычет за обучение своих детей (подопечных). Вернуть можно 13% от суммы расходов на обучение в пределах 50 тысяч рублей.
Для получения вычета есть два ограничения — возраст детей не более 24 лет и очная форма обучения.
При этом очное обучение может проходить дистанционно. Как пояснил Минфин в письме от 07.09.2017 № 03-04-06/57590, дистанционный способ обучения — это не форма, а образовательная технология, которая позволяет общаться преподавателю и ученику.
При предоставлении налогоплательщику социального налогового вычета по НДФЛ за обучение его детей (подопечных) определяющее значение имеют не образовательные технологии, используемые при обучении, а факт очного обучения в образовательных учреждениях.
Для подтверждения права на получение этого вычета можно представить любые документы, подтверждающие факт оказания образовательных услуг ребенку (подопечному) налогоплательщика по очной форме обучения.
В частности, такими документами могут быть договор с образовательной организацией с указанием в нем очной формы обучения ребенка (подопечного), справка о предоставлении образовательных услуг в конкретном налоговом периоде по очной форме, а также выписка из внутренних документов организации (копии таких документов).
ОБРАТИВШИСЬ В МФЦ МОЖНО УЗНАТЬ О СВОЕЙ НАЛОГОВОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ
О своей налоговой задолженности по транспортному, земельному налогам, налогу на имущество физических лиц может узнать любое физическое лицо при предъявлении документа, удостоверяющего личность.
В случае наличия задолженности специалисты МФЦ распечатают квитанцию для ее оплаты без личного визита в налоговую инспекцию. Заплатить налог можно через платежный терминал, установленный в каждом многофункциональном центре.
С сентября 2017 года у граждан появилась возможность подать заявление для получения доступа к «Личному кабинету налогоплательщика для физических лиц» через МФЦ, который позволяет:
— получать актуальную информацию об объектах имущества и транспортных средствах, о суммах начисленных и уплаченных налоговых платежей, о наличии переплат, о задолженности по налогам перед бюджетом;
— контролировать состояние расчетов с бюджетом;
— получать и распечатывать налоговые уведомления и квитанции на уплату налоговых платежей;
— оплачивать налоговую задолженность и налоговые платежи через банки — партнеры ФНС России;
— скачивать программы для заполнения декларации по налогу на доходы физических лиц по форме № 3-НДФЛ,заполнять декларацию по форме № 3-НДФЛв режиме онлайн, направлять в налоговую инспекцию декларацию по форме № 3-НДФЛв электронном виде, подписанную электронной подписью налогоплательщика;
— отслеживать статус камеральной проверки налоговых деклараций по форме № 3-НДФЛ;
— обращаться в налоговые органы без личного визита в налоговую инспекцию.
Матпомощь от работодателя при рождении ребенка не облагается НДФЛ у обоих родителей в пределах 50 тысяч рублей у каждого
Теперь при рождении ребенка оба родителя (усыновителя, опекуна) могут рассчитывать на то, что единовременное пособие от работодателя не будет облагаться НДФЛ в пределах 50 тысяч рублей. До сих пор получить такое освобождение от уплаты НДФЛ мог либо один из родителей, либо оба, но в пределах суммы — 50 тысяч рублей. Для этого было необходимо представлять соответствующую справку2-НДФЛс места работы супруга.
В письме от 26.09.2017 № 03-04-07/62184 Минфин России разъяснил, что теперь общая сумма освобождаемых от обложения НДФЛ единовременных выплат на обоих родителей составляет 100 тысяч рублей (на каждого по 50 тысяч рублей). Если же пособие выплачивается после исполнения ребенку года, то от НДФЛ освобождается только сумма в 4 тысячи рублей.
Письмо Министерства финансов Российской Федерации доведено до налоговых органов письмом ФНС России от 05.10.2017 № ГД-4-11/20041@.
За несвоевременную оплату патента нужно заплатить пени, но не штраф
При оплате патента с опозданием индивидуальный предприниматель обязан уплатить пени без применения штрафных санкций. Такое уточнение дал Минфин России. Разъяснения ведомства даны в письме ФНС России от 24.10.2017 г. № СД-4-3/21453@.
Штраф применяется, если во время налоговой проверки выяснилось, что предприниматель не заплатил или заплатил не полностью налог по патенту в связи с недостоверными сведениями, представленными для получения патента.
Расширены возможности сервиса «Подача заявления физического лица о постановке на учет»
ФНС России обновила сервис «Подача заявления физического лица о постановке на учет». Теперь получить свидетельство о постановке на учет можно в любой налоговой инспекции независимо от регистрации по месту жительства или месту пребывания. Для этого достаточно дистанционно заполнить заявление о постановке на учет, выбрать ближайший налоговый орган и забрать документы.
При этом принцип учета физического лица в налоговом органе по месту жительства (месту пребывания — при отсутствии места жительства на территории Российской Федерации) сохраняется. Таким образом, теперь работа сервиса соответствует пункту 7 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации.
Оплатить госпошлину за регистрацию индивидуального предпринимателя на сайте ФНС России можно со скидкой
Налогоплательщики, желающие зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, могут воспользоваться льготой при оплате госпошлины на сайте ФНС России.
Льготные условия оплаты госпошлины заключаются в применении коэффициента 0,7 к размеру установленной госпошлины и представляются в соответствии со статьей 333.35 части второй Налогового кодекса Российской Федерации физическим лицам, которые подали заявление на регистрацию в электронном виде и уплатили госпошлину в безналичной форме.
Чтобы воспользоваться льготой, физическому лицу необходимо:
· выбрать на сайте ФНС России сервис «Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
· авторизоваться по учетной записи портала госуслуг;
· заполнить электронное заявление и подписать усиленной квалифицированной электронной подписью;
· при оплате государственной пошлины выбрать безналичный расчет.
Если все условия соблюдены, то при уплате размер госпошлины автоматически индексируется на коэффициент 0,7 и составит 560 рублей.
Данную услугу ФНС России предоставляет не только через сайт Службы, но и через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций).
Госдума РФ утвердила возможность предоставления вычета по онлайн кассам
Госдума приняла в третьем, окончательном чтении законопроект, предусматривающий возможность уменьшения налогов для индивидуальных предпринимателей, использующих контрольно-кассовую технику нового образца. Также утвержден законопроект, предусматривающий перенос срока применения контрольно-кассовой техники нового порядка.
Налоговый вычет распространяется только на тех ИП, которые работают на ЕНВД или патенте.
Предприниматель, имеющий наемных работников и осуществляющий торговлю, сможет рассчитывать на налоговый вычет до 18 тысяч рублей, если зарегистрирует кассу до 1 июля 2018 года, а остальные ИП — до 1 июля 2019 года.
Для ИП на ЕНВД оформление вычета будет происходить на основании налоговой декларации, а для патентной системы — на основании заявления, в которых должны указываться в т.ч. сведения о моделях и регистрационных номерах ККТ, а также суммы расходов по их приобретению.
Кроме того, отсрочку до 1 июля 2019 года по применению ККТ получат:
· Организации и индивидуальные предприниматели на ЕНВД на работах и услугах;
· Плательщики патента на работах и услугах;
· Индивидуальные предприниматели на ЕНВД и патенте, осуществляющие торговлю и не имеющие при этом наемных работников.
Налогоплательщики на ОСН и УСН, при условии выдачи БСО при оказании услуг населению также получили возможность не применять ККТ до 1 июля 2019 года (исключение составила сфера общепита).
Поэтапный переход организаций и индивидуальных предпринимателей к использованию онлайн касс начался 1 февраля 2017 года.
В каких случаях наступает налоговая ответственность при неправильном представлении пояснений к декларациям по НДС?
Правомерно ли привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности за то, что он представил пояснения по декларации НДС с нарушением установленного формата? На этот вопрос ответила начальник Управления досудебного урегулирования налоговых споров Елена Суворова на вебинаре журнала «Налоговая политика и практика».
Если во время камеральной налоговой проверки, пояснила она, выявлены ошибки или противоречия в декларации по НДС, налоговый орган требует от налогоплательщика представить необходимые пояснения или внести исправления в течение пяти дней.
Если налогоплательщик не сообщил или несвоевременно сообщил необходимые сведения, то он привлекается к ответственности согласно налоговому законодательству — пункт 1 статьи 129.1 НК РФ.
В соответствии с пунктом 5 статьи 174 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять налоговые декларации по НДС в электронной форме. Для них утвержден специальный формат. Если указанные пояснения отправлены на бумаге, они не считаются представленными. И в этом случае налогоплательщик может быть привлечен к налоговой ответственности.
Иногда налогоплательщики представляют пояснения в электронном виде в установленный срок, но не по утвержденному формату. В этом случае ФНС России при рассмотрении вопроса о привлечении налогоплательщика к ответственности по статье 129.1 НК РФ учитывает, представил ли он в дальнейшем пояснения в электронном виде в установленном формате.
Глава 2. Классификация информационной продукции
Статья 6. Осуществление классификации информационной продукции
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 1 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
1. Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.
2. При проведении исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат:
1) ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление;
2) особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;
3) вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 3 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
3. Классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:
1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;
2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;
3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;
4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;
5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).
Об определениии возрастного ценза основной телевизионной передачи с учетом содержания сообщений "бегущей строки" см.информацию Роскомнадзора от 22 января 2013 г.
Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ часть 4 статьи 6 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу c 1 сентября 2013 г.
См. текст части в предыдущей редакции
4. Классификация информационной продукции, предназначенной и (или) используемой для обучения и воспитания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, дополнительных общеобразовательных программ, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством об образовании.
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 5 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
5. Классификация фильмов осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и законодательства Российской Федерации о государственной поддержке кинематографии.
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 6 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
6. Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации.
Статья 7. Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет
К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).
Статья 8. Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 7 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
1) кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;
2) ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;
3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.
Статья 9. Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 8 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
1) эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);
2) изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;
3) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.
Статья 10. Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 9 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
1) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;
2) изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);
3) информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;
4) отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;
5) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.