АДМИНИСТРАЦИЯ ТАМБОВСКОГО РАЙОНА
АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
23.01.2013 № 53
с.Тамбовка
Об утверждении рекомендаций
по разработке органами местного
самоуправления (структурными
подразделениями) примерных
положений об оплате труда
работников подведомственных
районных бюджетных и казенных
учреждений
В целях реализации Постановления Администрации Тамбовского района от 29.12.2012 года № 1472 «О введении новых систем оплаты труда работников районных бюджетных и казенных учреждений».
п о с т а н о в л я ю:
1. Утвердить прилагаемые Рекомендации по разработке органами местного самоуправления района (структурными подразделениями) примерных положений об оплате труда работников подведомственных районных бюджетных и казенных учреждений.
2. Действие настоящего Постановления распространить на отношения, возникшие с 01 января 2013 года.
3. Постановление Администрации Тамбовского района от 10.09.2010 года № 638 «Об утверждении рекомендаций по разработке структурными подразделениями Администрации Тамбовского района и бюджетными учреждениями примерных положений по оплате труда работников» признать утратившим силу.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на начальника финансового управления администрации Тамбовского района С.С. Евсееву.
Глава района Н.Н.Змушко
Евсеева С.С.
21-2-31
Приложение
к постановлению
Администрации района
от 23 января 2013г. № 53
РЕКОМЕНДАЦИИ
по разработке органами местного самоуправления района (структурными подразделениями) примерных положений об оплате труда работников
подведомственных районных бюджетных и казенных учреждений
I. Общие положения
1. Настоящие рекомендации по разработке органами местного самоуправления района (структурными подразделениями) примерных положений об оплате труда работников подведомственных районных бюджетных и казенных учреждений (далее – Рекомендации) разработаны в целях оказания им практической помощи при разработке примерных положений об оплате труда работников подведомственных муниципальных бюджетных и казенных учреждений (далее – Примерные положения).
2. Системы оплаты труда работников бюджетных и казенных учреждений (далее – учреждения), включающие размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с законодательством Российской Федерации, Амурской области, Тамбовского района, настоящими Рекомендациями, а также с учетом мнения представительного органа работников.
3. При разработке Примерных положений органами местного самоуправления района (структурными подразделениями), в ведении которых находятся учреждения (далее – органы местного самоуправления), следует осуществить анализ специфики деятельности учреждений, находящихся в их ведении, с целью группировки учреждений по типам в соответствии с их основной уставной деятельностью.
4. Примерные положения разрабатываются на основе действующего законодательства, а также приказов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по утверждению профессиональных квалификационных групп работников и критериев отнесения профессий рабочих, должностей служащих к профессиональным квалификационным группам.
II. Структура и содержание примерного положения
об оплате труда работников муниципальных бюджетных и казенных учреждений
5. В Примерные положения рекомендуется включать следующие разделы:
«Общие положения»;
«Порядок и условия оплаты труда»;
«Условия оплаты труда руководителя учреждения, его заместителей, главного бухгалтера»;
«Другие вопросы оплаты труда» либо «Заключительные положения».
6. Раздел «Общие положения» может содержать:
преамбулу со ссылкой на основания издания Примерного положения (например, постановление администрации района от 29 декабря 2012 г. № 1472 «О введении новых систем оплаты труда работников районных бюджетных и казенных учреждений», действующие отраслевые нормативные правовые акты, регулирующие особенности оплаты труда по виду экономической деятельности, нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда);
общее описание применяемой системы оплаты труда и ее основные элементы;
краткую характеристику системы оплаты труда, применяемой для отдельных категорий работников.
7. Раздел «Порядок и условия оплаты труда» может содержать следующие подразделы:
«Основные условия оплаты труда»;
«Компенсационные выплаты»;
«Стимулирующие выплаты»;
«Условия оплаты труда отдельных категорий работников».
7.1. Подраздел «Основные условия оплаты труда» включает порядок применения и размеры окладов (ставок) работников на основе отнесения занимаемых ими должностей к соответствующим профессиональным квалификационным группам и квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп, а также повышающих коэффициентов к окладам (ставкам).
Наименования должностей работников, включаемых в штатное расписание, должны соответствовать уставным целям учреждений и указываться в соответствии с выпусками единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС) и с разделами единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (КС).
7.1.1. Минимальные размеры окладов (ставок) по соответствующим профессиональным квалификационным группам и квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп рекомендуется устанавливать с учетом требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности, и не ниже действующих на период введения (изменения) новых систем оплаты труда, окладов (ставок заработной платы).
Затем на основе расчетов по объемам имеющегося бюджетного финансирования может производиться корректировка указанных величин в сторону их повышения.
При этом необходимо учесть Федеральный закон от 19 июня 2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (в редакции последующих изменений), устанавливающий на территории Российской Федерации минимальный размер оплаты.
Для работников, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих (далее – рабочие), размеры окладов рекомендуется устанавливать в зависимости от присвоенных им квалификационных разрядов в соответствии с ЕТКС. По профессиям рабочих, не включенных в ЕТКС, оклады устанавливаются на основе отнесения занимаемых ими должностей к соответствующим профессиональным квалификационным группам, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 29.05.2008 № 248н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых профессий рабочих».
Порядок определения рекомендуемых минимальных размеров окладов, ставок заработной платы работников, на основе отнесения занимаемых ими должностей к профессиональным квалификационным группам и квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп, приведен в приложении к настоящим Рекомендациям.
7.1.2. Подраздел «Основные условия оплаты труда», кроме того, может включать рекомендуемые размеры повышающих коэффициентов к минимальным окладам, ставкам (повышающие коэффициенты к окладу по занимаемым должностям и другие повышающие коэффициенты).
Повышающие коэффициенты к минимальным окладам (ставкам) по занимаемым должностям вводятся при построении системы оплаты труда на основе профессиональных квалификационных групп без учета квалификационных уровней (когда устанавливается один оклад для всех должностей, включенных в профессиональную квалификационную группу).
Рекомендуемые размеры повышающих коэффициентов к минимальным окладам (ставкам) по занимаемым должностям рассчитываются на основе осуществления дифференциации типовых должностей, включаемых в штатное расписание учреждений.
7.1.3. Примерным положением также могут быть установлены ниже перечисленные повышающие коэффициенты:
- повышающий коэффициент к окладу руководителям структурных подразделений и специалистам культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта за работу в учреждениях (филиалах, структурных подразделениях), расположенных в сельской местности;
- повышающий коэффициент к окладу (ставке) по учреждению (структурному подразделению учреждения);
- повышающий коэффициент к окладу за квалификационную категорию;
- персональный повышающий коэффициент к окладу (ставке) и другие.
7.1.4. Рекомендуемый размер повышающего коэффициента к окладу руководителям структурных подразделений и специалистам культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, за работу в учреждениях (филиалах, структурных подразделениях), расположенных в сельской местности, – 0,25.
7.1.5. Повышающий коэффициент к окладу (ставке) по учреждению (структурному подразделению учреждения) может быть установлен всем работникам учреждения, в связи со спецификой деятельности.
7.1.6. Повышающий коэффициент к окладу за квалификационную категорию устанавливается работникам, занимающим должности, предусматривающие присвоение квалификационной категории (например, педагогическим работникам).
Рекомендуемые размеры повышающего коэффициента к окладу за квалификационную категорию:
при наличии высшей квалификационной категории – 0,15 - 0,25;
при наличии первой квалификационной категории – 0,12 - 0,15;
при наличии второй квалификационной категории – 0,08 - 0,10.
Дополнительно, по решению руководителя учреждения, для работников, которым присвоена ученая степень кандидата (доктора) наук или почетное звание, указанное повышение к окладу может быть увеличено.
Рекомендуемый диапазон увеличения – от 0,05 до 0,15.
7.1.7. Персональный повышающий коэффициент к окладу (ставке) может быть установлен работнику с учетом уровня его профессиональной подготовки, сложности, важности выполняемой работы, степени самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач, стажа работы в учреждении и других факторов.
Решение об установлении персонального повышающего коэффициента к окладу (ставке) и его размерах принимается руководителем учреждения персонально в отношении конкретного работника.
7.1.8. Решение о введении соответствующих повышающих коэффициентов принимается на определенный период времени в течение соответствующего календарного года и с учетом обеспечения финансовыми средствами.
Применение повышающих коэффициентов за работу на селе образует новый оклад.
Применение других повышающих коэффициентов к окладу (ставке) носит стимулирующий характер, не образует новый оклад и не учитывается при начислении компенсационных и стимулирующих выплат.
Размер выплат по повышающему коэффициенту к окладу (ставке) определяется путем умножения размера оклада (ставки) работника на повышающий коэффициент.
Повышающие коэффициенты к окладу (ставке) не применяются к должностному окладу руководителя учреждения и окладам (должностным окладам) работников, у которых они определяются в процентном отношении к должностному окладу руководителя.
7.2. В подразделе «Компенсационные выплаты» определяются наименования, условия осуществления и размеры выплат компенсационного характера.
Виды компенсационных выплат указываются на основе перечня видов выплат компенсационного характера в районных бюджетных и казенных учреждениях в соответствии с приложением № 1 к Положению об установлении систем оплаты труда работников районных бюджетных и казенных учреждений и работников органов местного самоуправления района по должностям, не отнесенным к муниципальным должностям и должностям муниципальной службы, утвержденному постановлением администрации района от 29.12.2012 № 1472 «О введении новых систем оплаты труда работников районных бюджетных и казенных учреждений».
В соответствии с утвержденным перечнем работникам могут быть установлены следующие выплаты компенсационного характера:
выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;
выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных);
надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями (в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, южных районах Амурской области).
7.2.1. Выплата работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда устанавливается в соответствии со статьей 147 Трудового кодекса Российской Федерации. Конкретные размеры указанных выплат устанавливаются в коллективном договоре или локальном нормативном акте учреждения, но не ниже минимальных размеров повышения, устанавливаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
При этом руководителям учреждений рекомендуется принимать меры по проведению аттестации рабочих мест с целью уточнения наличия условий труда, отклоняющихся от нормальных, и оснований применения компенсационных выплат за работу в указанных условиях.
Если по итогам аттестации рабочее место признано безопасным, то осуществление указанной выплаты не производится.
Конкретные размеры доплат определяются по результатам аттестации рабочих мест и оценке условий труда в соответствии с перечнями работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда.
Работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда могут устанавливаться иные выплаты компенсационного характера, предусмотренные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Амурской области.
7.2.2. Выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных) устанавливаются в соответствии с законодательством и с учетом финансово-экономического положения учреждения:
- размер доплаты за совмещение профессий (должностей), за расширение зон обслуживания, за увеличение объема работы или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, и срок, на который она устанавливается, определяется по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы;
- повышенная оплата сверхурочной работы составляет за первые два часа работы не менее полуторного размера, за последующие часы - двойного размера в соответствии со статьей 152 Трудового кодекса Российской Федерации;
- доплата за работу в ночное время производится работникам за каждый час работы в ночное время.
Минимальный размер доплаты – 20 процентов оклада (ставки) за час работы работника;
- доплата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни производится работникам, привлекавшимся к работе в выходные и нерабочие праздничные дни.
Размер доплаты составляет:
не менее одинарной дневной ставки сверх оклада (должностного оклада) при работе полный день, если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени и в размере не менее двойной дневной ставки сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени;
не менее одинарной части оклада (должностного оклада) сверх оклада (должностного оклада) за каждый час работы, если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени и в размере не менее двойной части оклада (должностного оклада) сверх оклада (должностного оклада) за каждый час работы, если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени;
- за работу в иных условиях, отклоняющихся от нормальных условий труда, работникам могут устанавливаться доплаты и надбавки к окладам (ставкам):
водителям автомобилей за ненормированный рабочий день.
7.2.3. Надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, устанавливаются в размере и порядке, определенном постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2006 г. № 573 «О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны».
7.2.4. Выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями (в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, южных районах Амурской области) устанавливаются путем применения к заработной плате районных коэффициентов и процентных надбавок за стаж работы в данных районах или местностях.
Конкретные размеры районных коэффициентов и процентных надбавок устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации и Амурской области, нормативными правовыми актами района, а условия их применения - в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7.2.5 Решение о введении соответствующих выплат принимается учреждением с учетом обеспечения указанных выплат финансовыми средствами.
Выплаты компенсационного характера, установленные в процентном отношении (за исключением районного коэффициента и процентных надбавок), применяются к окладу (ставке), без учета повышающих коэффициентов.
При разработке примерных положений по оплате труда необходимо учитывать требование пункта 15 Положения об установлении систем оплаты труда работников районных бюджетных и казенных учреждений и работников органов местного самоуправления района по должностям, не отнесенным к муниципальным должностям и должностям муниципальной службы, утвержденного постановлением администрации района от 29 декабря 2012 г. № 1472 «О введении новых систем оплаты труда работников районных бюджетных и казенных учреждений».
В соответствии с данным пунктом совокупные выплаты (включающие оклад (ставку заработной платы) и компенсационные выплаты) не могут быть меньше заработной платы, которую работник получал до ее изменения, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации.
Размеры и условия осуществления выплат компенсационного характера конкретизируются в трудовых договорах работников.
7.3. Подраздел «Стимулирующие выплаты» включает перечень (конкретные наименования) и рекомендуемые размеры выплат стимулирующего характера.
Данный перечень формируется в соответствии с перечнем видов выплат стимулирующего характера в муниципальных бюджетных и казенных учреждениях в соответствии с приложением № 2 к Положению об установлении систем оплаты труда работников муниципальных бюджетных и казенных учреждений и работников исполнительных органов муниципальной власти района по должностям, не отнесенным к муниципальным должностям и должностям муниципальной службы, утвержденному постановлением администрации района от 29 декабря 2012 г. № 1472 «О введении новых систем оплаты труда работников районных бюджетных и казенных учреждений».
Выплаты стимулирующего характера устанавливаются наряду с указанными в подпунктах 7.1.5 - 7.1.7 настоящих Рекомендаций повышающими коэффициентами.
К видам выплат стимулирующего характера относятся:
выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;
выплаты за качество выполняемых работ;
выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет;
премиальные выплаты по итогам работы.
7.3.1. К выплатам за интенсивность и высокие результаты работы могут быть отнесены надбавки:
- за выполнение особо важных и срочных работ;
- за перевыполнение отраслевых норм нагрузки;
- за участие в федеральных и отраслевых программах;
- за классность водителям автомобилей
в соответствии с критериями качества, разработанными органами местного самоуправления района (структурными подразделениями).
7.3.3. Выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет рекомендуется устанавливать работникам учреждений, в которых до введения новых систем оплаты труда, были установлены надбавки за выслугу (продолжительность непрерывной работы), стаж работы.
7.3.4. С целью поощрения работников за общие результаты работы работники могут премироваться по итогам работы за месяц, квартал, полугодие, 9 месяцев, год.
Перечень выплат стимулирующего характера должен отвечать уставным задачам учреждений, а также показателям оценки эффективности работы учреждения, устанавливаемых органами местного самоуправления района (структурными подразделениями).
При формировании перечня стимулирующих выплат для работников бюджетных учреждений следует исходить из необходимости определения качественных и количественных показателей для каждой конкретной стимулирующей выплаты, при достижении которых данные выплаты производятся.
Период, за который выплачивается премия, конкретизируется в положении об оплате и стимулировании труда работников учреждения. В учреждении одновременно могут быть введены несколько премий за разные периоды работы - по итогам работы за квартал и премия по итогам работы за год.
Размеры стимулирующих выплат рекомендуется устанавливать в процентном отношении к окладам (ставкам).
Выплаты стимулирующего характера производятся по решению руководителя учреждения в пределах бюджетных ассигнований на оплату труда работников учреждения, а также средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, направленных учреждением на оплату труда работников.
При определении видов и размеров выплат стимулирующего характера рекомендуется учитывать:
успешное и добросовестное исполнение работником своих должностных обязанностей в соответствующем периоде;
инициативу, творчество и применение в работе современных форм и методов организации труда;
качественную подготовку и проведение мероприятий, связанных с уставной деятельностью учреждения;
участие в течение месяца в выполнении особо важных работ и мероприятий.
Конкретный размер выплаты стимулирующего характера по итогам работы может определяться как в процентах к окладу (ставке), так и в абсолютном размере.
Максимальный размер выплаты стимулирующего характера по итогам работы не ограничен.
Выплаты стимулирующего характера, установленные в процентном отношении, применяются к окладу (ставке) без учета повышающих коэффициентов.
8. Раздел «Условия оплаты труда руководителя учреждения, его заместителей, главного бухгалтера» Примерного положения может содержать условия оплаты труда руководителей учреждений, включая размеры должностных окладов и порядок их индексации, размеры и условия осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера.
Заработная плата руководителя учреждения, его заместителей и главного бухгалтера определяется в соответствии с пунктом 8 Положения об установлении систем оплаты труда работников районных бюджетных и казенных учреждений и работников органов местного самоуправления района по должностям, не отнесенным к муниципальным должностям и должностям муниципальной службы, утвержденного постановлением администрацией района от 29 декабря 2012 г. № 1472 «О введении новых систем оплаты труда работников районных бюджетных и казенных учреждений».
Выплаты компенсационного характера руководителю, его заместителям и главному бухгалтеру производятся в соответствии с пунктом 7.2 Рекомендаций.
Для руководителя, его заместителей и главного бухгалтера предусматривается самостоятельный перечень стимулирующих выплат:
премия по итогам работы (за месяц или квартал, год);
за наличие ученой степени, почетных званий в размерах, определенных Примерным положением об оплате труда по видам экономической деятельности.
Размеры премирования руководителя, порядок и критерии премирования ежегодно устанавливаются в дополнительном соглашении к трудовому договору руководителя учреждения.
9. Положение можно дополнить разделом «Другие вопросы оплаты труда» либо «Заключительные положения», в котором отражаются особенности оплаты труда отдельных категорий работников, иными рекомендациями по условиям оплаты труда работников, которые, по мнению органа местного самоуправления района (структурного подразделения), целесообразно отразить в положениях по оплате и стимулированию труда работников подведомственных учреждений, с учетом специфики трудовых отношений.
В частности, данный раздел может регулировать:
порядок выплаты надбавки за продолжительность непрерывной работы, исчисления стажа работы;
порядок тарификации работников;
порядок регулирования продолжительности рабочего времени (норм часов педагогической работы за ставку заработной платы);
иных выплат в пределах фонда оплаты труда учреждения
III. Организация работы по формированию примерного положения
об оплате труда работников учреждения
10. При разработке Примерных положений рекомендуется сформировать рабочую группу из числа специалистов органов местного самоуправления, руководителей и работников финансового, экономического, правового и кадрового подразделений подведомственных учреждений соответствующего типа и представителей профессиональных союзов, других независимых экспертов.
11. Основным направлением рабочей группы является:
11.1. проведение анализа с учетом положений нормативных правовых актов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, нормативных правовых актов района:
1) подведомственной сети учреждений;
2) соотношения должностей (профессий) работников, предусмотренных штатными расписаниями учреждений с профессиональными квалификационными группами и квалификационными уровнями;
3) штатной численности работников подведомственных учреждений в разрезе профессиональных квалификационных групп и квалификационных уровней;
4) штатной численности заместителей руководителей подведомственных учреждений;
5) численности работников, которым в настоящее время установлены выплаты компенсационного характера, и их размеры;
6) численности работников, получающих выплаты стимулирующего характера, соответствующих утвержденному перечню видов выплат, а также иные выплаты, установленные законодательством;
7) разработка предложений по:
- формированию нового штатного расписания учреждения;
- определению окладов (ставок) по соответствующим профессиональным квалификационным группам и квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп;
- объему централизованных лимитов бюджетных обязательств с учетом исполнения учреждением целевых показателей эффективности работы, устанавливаемых органами местного самоуправления района (структурного подразделения);
- перечню работников, с которыми могут быть заключены срочные трудовые договоры;
- перечню трудовых функций, исполнение которых не требует закрепления в штатном расписании соответствующей должности;
- перечню трудовых функций, которые могут быть переданы для исполнения сторонним организациям на условиях гражданско-правовых договоров.
- анализ наименований, условий и размеров выплат компенсационного характера, применяемых в соответствии с законодательством в настоящее время;
- подготовка предложений по рекомендуемым размерам и условиям осуществления выплат компенсационного характера в соответствии с перечнем видов выплат компенсационного характера.
- разработка критериев оценки эффективности работы различных категорий работников, включающих:
1)прямую зависимость результатов работы непосредственно от работника;
2)определение целевых показателей работы, достижимых для большинства работников;
3) возможность оценки работы по критериям эффективности методами, которые не должны вызывать двойственных толкований и быть понятными для работника;
- подготовка предложений по условиям оплаты труда руководителей учреждений, включая размер окладов, условия премирования руководителей в зависимости от результатов работы учреждений и выполнения целевых показателей;
- анализ наименований, условий и размеров выплат стимулирующего характера, применяемых в соответствии с законодательством в настоящее время;
- подготовка предложений по рекомендуемым наименованиям, условиям и размерам выплат стимулирующего характера в соответствии с перечнем видов выплат стимулирующего характера.
Глава 2. Классификация информационной продукции
Статья 6. Осуществление классификации информационной продукции
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 1 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
1. Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.
2. При проведении исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат:
1) ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление;
2) особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;
3) вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 3 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
3. Классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:
1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;
2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;
3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;
4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;
5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).
Об определениии возрастного ценза основной телевизионной передачи с учетом содержания сообщений "бегущей строки" см.информацию Роскомнадзора от 22 января 2013 г.
Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ часть 4 статьи 6 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу c 1 сентября 2013 г.
См. текст части в предыдущей редакции
4. Классификация информационной продукции, предназначенной и (или) используемой для обучения и воспитания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, дополнительных общеобразовательных программ, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством об образовании.
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 5 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
5. Классификация фильмов осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и законодательства Российской Федерации о государственной поддержке кинематографии.
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 6 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
6. Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации.
Статья 7. Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет
К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).
Статья 8. Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 7 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
1) кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;
2) ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;
3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.
Статья 9. Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 8 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
1) эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);
2) изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;
3) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.
Статья 10. Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 9 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
1) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;
2) изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);
3) информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;
4) отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;
5) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.