По вопросу определения налоговой базы при передаче имущественных прав на нежилые помещения

Федеральная налоговая служба в связи с поступающими от налоговых органов запросами по вопросу определения налоговой базы при передаче имущественных прав на нежилые помещения с учетом постановления Президиума ВАС от 25.02.2010 № 13640/09 (далее-Постановление ВАС РФ), сообщает следующее. Особенности определения налоговой базы при передаче имущественных прав установлены статьей 155 Налогового кодекса Российской Федерации (далее- Кодекс).

В соответствии с пунктом 3 статьи 155 Кодекса при передаче имущественных прав налогоплательщиками, в том числе участниками долевого строительства, на жилые дома или жилые помещения, доли в жилых домах или жилых помещениях, гаражи или машино-места налоговая база определяется как разница между стоимостью, по которой передаются имущественные права, с учетом налога и расходами на приобретение указанных прав.

При этом статьей 155 Кодекса особенности определения налоговой базы при передаче прав на нежилые помещения не установлены.

Вместе с тем, в Постановлении ВАС РФ указано, что имущественные права на недвижимое имущество и на имущество, перечисленное в пункте 3 статьи 155 Кодекса, отнесены к одному виду объектов гражданских прав и их правовой режим применительно к вопросам исчисления НДС, в случае если законодательство о налогах и сборах не установило исключений, должен определяться одинаково. Следовательно, при отсутствии специального порядка определения налоговой базы для случаев реализации имущественных прав на нежилые помещения НДС следует исчислять в порядке, установленном пунктом 3 статьи 155 Кодекса, то есть с разницы между ценой реализации имущественных прав с учетом налога и ценой их приобретения.

Пунктом 61.9 главы 12 «Регламента арбитражных судов Российской Федерации», утвержденным постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.06.1996 № 7, предусмотрено, что со дня размещения постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в полном объеме на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации практика применения законодательства, на положениях которого основано данное постановление, для арбитражных судов считается определенной. Аналогичные правила применяются при установлении даты, когда считается определенной практика применения законодательства по вопросам, разъяснения по которым содержатся в постановлениях Пленума и информационных письмах Президиума ВАС РФ.

Таким образом, постановления Пленума и Президиума ВАС РФ для налоговых органов являются сложившейся судебной практикой, которой налоговым органам следует руководствоваться при рассмотрении вопроса о целесообразности доначисления сумм НДС в рассматриваемом случае.

Учитывая изложенное, при реализации имущественных прав на нежилые помещения налог на добавленную стоимость следует исчислять в порядке, установленном пунктом 3 статьи 155 Кодекса.

Доведите до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков. С Министерством финансов Российской Федерации согласовано (письмо от

22.04.2014 № 03-07-15/18513). Об исполнении обязанностей по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога с доходов от источников в РФ Федеральная налоговая служба в связи с поступающими запросами об исполнении обязанностей по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога с доходов от источников в Российской Федерации, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации (письмо от 11.03.2014 № 03-08- 13/10299), сообщает следующее.

В соответствии со статьей 246 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) иностранные организации, получающие доходы от источников в Российской Федерации, признаются налогоплательщиками налога на прибыль организаций.

Пунктом 1 статьи 309 главы 25 НК РФ определены виды доходов, иностранной организацией от источников в Российской Федерации (если получение таких доходов не связано с предпринимательской деятельностью этой организации через постоянное представительство в Российской Федерации), которые подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.

В соответствии со статьей 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации. Исполнение обязанностей налоговыми агентами может иметь ряд особенностей в зависимости от установленных норм специальных глав Кодекса.

В соответствии со статьями 286 и 310 НК РФ определены налоговые агенты, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию и перечислению налогов с доходов.

Пунктом 4 статьи 286 НК РФ установлено, что если налогоплательщиком является иностранная организация, получающая доходы от источников в Российской Федерации, не связанные с постоянным представительством в Российской Федерации, обязанность по определению суммы налога, удержанию этой суммы из доходов налогоплательщика и перечислению налога в бюджет возлагается на российскую организацию или иностранную организацию, осуществляющую деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство (налоговых агентов), выплачивающих указанный доход налогоплательщику.

Также пунктом 1 статьи 310 НК РФ, регулирующей особенности исчисления и уплаты налога с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, удерживаемого налоговым агентом, предусматривается, что налог с доходов, в данном случае, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства.

Таким образом, главой 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ на физические лица и иностранные организации, не осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации через постоянные представительства, при выплате доходов от источников в Российской Федерации, не возложена обязанность по определению суммы налога, удержанию этой суммы из дохода налогоплательщика и перечислению налога в бюджет.

Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации поручается довести данное письмо до нижестоящих налоговых органов, а также до налогоплательщиков.