Гражданская защита, ЧС и антитеррор

  • Уважаемые граждане !

    16.12.2016 21:40

    В преддверии Новогодних и Рождественских праздников обращаемся к вам с просьбой о проявлении бдительности,...

Информация госорганов

 
Горячая линия в ГИБДД

 

Основные изменения по НДФЛ с 2016 года (глава 23 НК РФ)

  • 11.12.2015 13:46
  • Просмотров: 1136

1. Налоговые агенты будут отчитываться по НДФЛ не только по окончании налогового периода, но и в течение календарного года, новый вид отчетности форма 6-НДФЛ. (пп. «а» п. 3 ст. 2, ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 02.05.2015 N 113-ФЗ)

Согласно действующей редакции п. 2 ст. 230 НК РФ в общем случае налоговые агенты обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета справки о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Данная обязанность сохранит свою актуальность и в следующем налоговом периоде.

Кроме того, с 01.01.2016 года вводится новый вид отчетности — расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ) (п. 1 ст. 80 НК РФ). В налоговые органы данный расчет должны будут направлять все налоговые агенты, в том числе лица, признаваемые налоговыми агентами при осуществлении операций с ценными бумагами (ст. 226.1 НК РФ).

Налоговые агенты должны будут ежеквартально формировать и представлять в налоговый орган по месту своего учета — расчет сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом (далее — Расчет по форме 6-НДФЛ) за первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год в следующие сроки:

— Расчет по форме 6-НДФЛ за первый квартал — не позднее 30 апреля;

— Расчет по форме 6-НДФЛ за полугодие — не позднее 31 июля;

— Расчет по форме 6-НДФЛ за девять месяцев — не позднее 31 октября;

— Расчет по форме 6-НДФЛ за календарный год — не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В 2016 году с учетом переносов сроков в соответствии с п. 7 ст. 6.1 НК РФ Расчеты представляются: за первый квартал — не позднее 4 мая; за полугодие — не позднее 1 августа; за девять месяцев — не позднее 31 октября; Расчет за 2016 год — не позднее 3 апреля 2017 года.

Форма, формат и порядок представления Расчета по форме 6- НДФЛ, утверждены приказом ФНС России от 14.10.2015 №ММВ-7-11/450@ «Об утверждении формы расчета сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ) и порядка по ее заполнению, а также формата и порядка представления расчета сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом в электронной форме» (доведены до Межрайонных ИФНС России по Амурской области письмом Управления от 12.11.2015 № 17-10/014831@).

Обращаем внимание, что в действующие формы отчетности по форме 3-НДФЛ и 2-НДФЛ внесены ряд изменений, например, введены инвестиционные вычеты, уведомление о праве на социальный вычет и пр. (слайды прилагаются).

2. Расширены возможности для представления налоговыми агентами отчетности по НДФЛ на бумажных носителях.

(пп. «а» п. 3 ст. 2, ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 02.05.2015 N 113-ФЗ)

Как и сейчас, справки о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ (далее — Справки), а также новые отчеты — расчеты сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом по форме 6-НДФЛ, должны будут представляться налоговыми агентами в налоговые органы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Наряду с этим с 01.01.2016 года при численности физических лиц — получателей дохода за календарный год до 25 человек налоговые агенты смогут отчитываться и на бумажных носителях (абзац седьмой п. 2 ст. 230 НК РФ) этот же лимит будет действовать со следующего года и для справок 2-НДФЛ.

Напоминаем, что в настоящее время критерий, позволяющий налоговым агентам представлять в налоговый орган Справки на бумаге, установлен в размере до 10 человек — получателей дохода за календарный год (абзац второй п. 2 ст. 230 НК РФ).

3. Законодательно закреплены особенности представления отчетности по НДФЛ отдельными категориями налоговых агентов.

(пп. «а» п. 3 ст. 2, ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 02.05.2015 N 113-ФЗ)

В силу п.п. 2, 4 ст. 230 НК РФ налоговые агенты должны отчитываться по НДФЛ в налоговый орган по месту своего учета. Особенности применения данного правила при постановке организации (индивидуального предпринимателя) на учет в нескольких налоговых органах не установлены.

С 01.01.2016 представлять отчетность по НДФЛ налоговые агенты должны с учетом следующих специальных правил:

1) налоговые агенты — российские организации, имеющие обособленные подразделения, отчитываются в налоговый орган по месту нахождения обособленных подразделений — в отношении физических лиц, получивших доходы от таких обособленных подразделений (см. также письмо Минфина России от 09.06.2015 N 03-04-06/33263). Аналогичный порядок применяется на практике и сейчас (см., например, письмо Минфина России от 07.03.2014 N 03-04-06/10070);

2) налоговые агенты — организации, отнесенные к категории крупнейших налогоплательщиков, отчитываются в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика, в том числе в отношении физических лиц, получивших доходы от обособленных подразделений указанных организаций, либо в налоговый орган по месту учета по соответствующему обособленному подразделению (отдельно по каждому обособленному подразделению);

3) налоговые агенты — индивидуальные предприниматели, которые состоят в налоговом органе на учете по месту осуществления деятельности в связи с применением системы налогообложения в виде ЕНВД и (или) патентной системы налогообложения, в отношении своих наемных работников отчитываются в налоговый орган по месту своего учета в связи с осуществлением такой деятельности. В отношении предпринимателей, уплачивающих ЕНВД, такой же порядок применяется и сейчас (см., например, письма Минфина России от 21.01.2013 N 03-04-05/3-47, от 04.10.2012 N 03-04-05/8-1145).

4. Ответственность налоговых агентов.

1. С 01.01.2016 года в случае непредставления расчета сумм НДФЛ (по форме 6-НДФЛ) в течение 10 дней по истечении установленного срока руководитель (заместитель руководителя) налогового органа будет вправе принять решение о приостановлении операций по счетам налогового агента (новый п. 3.2 ст. 76 НК РФ).

Решение о приостановлении операций по счетам должно быть отменено не позднее одного дня, следующего за днем представления налоговым агентом расчета сумм НДФЛ.

2. За непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений (как и в настоящее время) применяется ответственность по п. 1 ст. 126 НК РФ в виде штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ.

3. Непредставление налоговым агентом в установленный срок расчета сумм НДФЛ (по форме 6-НДФЛ) повлечет взыскание штрафа с налогового агента в размере 1000 руб. за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для представления расчета (новый п. 1.2 ст. 126 НК РФ). То есть, если налоговый агент представит сведения позже на 1 день, размер штрафа составит 1000 руб., а если просрочка представления данного расчета будет 1 месяц и 1 день, размер штрафа будет равен 2000 руб.

4. Представление документов, содержащих недостоверные сведения (в том числе по запросу налогового органа и ошибок сведениях по форме 2-НДФЛ и в расчетах по форме 6-НДФЛ), влечет наложение штрафа в размере 500 руб. за каждый документ, за исключением случая, когда налоговый агент самостоятельно выявит ошибки и представит налоговому органу уточненные документы до момента, когда налоговый агент узнал об обнаружении налоговым органом недостоверности содержащихся в представленных им документах сведений (новая ст. 126.1 НК РФ).

Увеличен срок нахождения в собственности физических лиц некоторых категорий недвижимого имущества для освобождения доходов от его продажи от налогообложения НДФЛ — до 5 лет.

(пп. «в» п. 10, пп. 13, п. 11 ст. 2, ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.11.2014 N 382-ФЗ).

В 2015 году не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) НДФЛ доходы, получаемые физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами РФ от продажи отдельных видов недвижимого имущества: жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе, а также иного имущества при условии, что указанные объекты находились в собственности налогоплательщика три года и более.

С 2016 года разграничили правила освобождения от налогообложения НДФЛ доходов от реализации имущества (долей в нем) в зависимости от его вида: движимое или недвижимое (п. 17.1 ст. 217 НК РФ в редакции Закона N 382-ФЗ). В результате под действие п. 17.1 ст. 217 НК РФ при выполнении необходимых условий будут подпадать, например, и доходы от продажи долей в праве собственности на нежилые помещения.

Для движимого имущества, а также для некоторых категорий недвижимого имущества срок нахождения в собственности налогоплательщика для освобождения дохода от его продажи от налогообложения НДФЛ остался прежним — минимум три года (п. 17.1 ст. 217 в редакции Закона N 382-ФЗ, п. 3 ст. 217.1 НК РФ). Так, изменения не коснулись объектов недвижимого имущества, право собственности на которые получено налогоплательщиком:

1) в порядке наследования или по договору дарения от физического лица, признаваемого членом семьи и (или) близким родственником налогоплательщика в соответствии с Семейным кодексом РФ (далее — СК РФ), то есть от: супруга (супруги), родителя (в том числе усыновителя), ребенка (в том числе усыновленного), дедушки, бабушки, внука, внучки, братьев и сестер (в том числе неполнородных) (ст.ст. 2, 14 СК РФ);

2) в результате приватизации;

3) плательщиком ренты в результате передачи имущества по договору пожизненного содержания с иждивением.

В отношении же иных объектов недвижимого имущества минимальный срок нахождения в собственности налогоплательщика для освобождения дохода от его продажи от налогообложения НДФЛ будет составлять пять лет (п. 4 ст. 217.1 НК РФ).

При этом региональные органы законодательной власти смогут уменьшать указанный срок вплоть до нуля (пп. 1 п. 6 ст. 217.1 НК РФ).

Как и прежде, положения п. 17.1 ст. 217 НК РФ не будут распространяться на доходы от реализации ценных бумаг, а также на доходы от продажи имущества, непосредственно используемого в предпринимательской деятельности.

Правила, введенные Законом N 382-ФЗ, подлежат применению в отношении объектов недвижимого имущества, приобретенных в собственность после 1 января 2016 года (ч. 3 ст. 4 указанного закона). Соответственно, при реализации после 1 января 2016 года имущества (долей в нем), право собственности на которое перешло к налогоплательщику до указанной даты, освобождение дохода от его продажи будет осуществляться в соответствии с п. 17.1 ст. 217 НК РФ без учета изменений, внесенных Законом N 382-ФЗ, то есть по прежним правилам.

В корреспонденции с этой нормой пересмотрены и правила получения вычетов по НДФЛ при продаже имущества, находившегося в собственности менее определенного количества лет. Согласно пп. 1 п. 2 ст. 220 НК РФ в редакции Закона N 382-ФЗ имущественный налоговый вычет при продаже имущества, а также доли (долей) в нем будет предоставляться:

1) в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков или доли (долей) в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, установленного в соответствии со ст. 217.1 НК РФ, не превышающем в целом 1 000 000 рублей;

2) в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи иного недвижимого имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, установленного в соответствии со ст. 217.1 НК РФ, не превышающем в целом 250 000 рублей;

3) в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи иного имущества (за исключением ценных бумаг), находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, не превышающем в целом 250 000 рублей.

6. При определении дохода от продажи недвижимости для целей расчета налоговой базы по НДФЛ в некоторых случаях будут использоваться данные о ее кадастровой стоимости, а не о фактически полученных физическими лицами доходах.

(п.п. 8, 11 ст. 2, ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.11.2014 N 382-ФЗ, далее — Закон N 382-ФЗ)

В настоящее время физические лица формируют налоговую базу по НДФЛ при продаже недвижимого имущества исходя из фактически полученных по данной сделке доходов, подлежащих налогообложению (п. 1 ст. 210, п. 1 ст. 223 НК РФ).

В 2016 году для целей расчета налоговой базы по НДФЛ доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества, приобретенного в собственность после 01.01.2016, будут приниматься равными кадастровой стоимости этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на продаваемый объект недвижимого имущества, умноженной на понижающий коэффициент 0,7 (п. 6 ст. 210, п. 5 ст. 217.1 НК РФ, ч. 3 ст. 4 Закона N 382-ФЗ). Данный порядок будет применяться независимо от наличия взаимной зависимости сторон сделки для целей налогообложения в случае одновременного выполнения следующих условий:

1) фактические доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на продаваемый объект недвижимого имущества, умноженная на понижающий коэффициент 0,7 (далее — Коэффициент);

2) кадастровая стоимость реализованного объекта недвижимого имущества определена по состоянию на указанную дату.

В случае невыполнения хотя бы одного из приведенных условий налоговая база по НДФЛ при продаже объектов недвижимости будет формироваться в общем порядке, то есть исходя из фактически полученных налогоплательщиком доходов.

Следует учитывать, что Коэффициент может быть уменьшен законом субъекта РФ вплоть до нуля для всех или отдельных категорий налогоплательщиков и (или) объектов недвижимого имущества (пп. 1 п. 6 ст. 217.1 НК РФ).

Налогоплательщики смогут уменьшать налоговую базу по НДФЛ на сумму расходов, связанных с приобретением доли (ее части) в уставном капитале обществ, не только в случае ее продажи.

(п. 2 ст. 1, ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 08.06.2015 N 146-ФЗ, далее — Закон N 146-ФЗ)

В 2015 году возможность уменьшения налоговой базы по НДФЛ на сумму документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением доли (ее части) в уставном капитале организаций, посредством реализации права на применение имущественного налогового вычета ограничивается лишь случаем продажи указанного имущественного права (пп. 1 п. 1, п. 2 п. 2 ст. 220 НК РФ). Специалисты Минфина России разъясняли, что нормы, предусматривающей уменьшение дохода в виде действительной стоимости доли в уставном капитале общества, полученного участником при выходе из общества, на сумму взноса, в том числе, дополнительного, в уставный капитал общества или расходов по приобретению доли в уставном капитале общества, глава 23 НК РФ не содержит (см., например, письма Минфина России от 15.07.2015 N 03-04-06/40675, от 13.03.2015 N 03-04-05/13597, от 17.06.2014 N 03-04-05/28920). Аналогичная позиция выражалась и по вопросу возможности уменьшения дохода, полученного налогоплательщиком при ликвидации общества (см., например, письма Минфина России от 09.10.2014 N 03-04-06/50796, от 08.11.2011 N 03-04-06/3-301).

С 01.01.2016 года пп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ будет прямо установлено право налогоплательщиков на получение имущественного налогового вычета не только при продаже доли (ее части) в уставном капитале общества, но и при :

1) выходе из состава участников общества;

2) передаче средств (имущества) участнику общества в случае ликвидации общества;

3) уменьшении номинальной стоимости доли в уставном капитале общества.

Данное право будет реализовываться посредством уменьшения суммы облагаемых НДФЛ доходов налогоплательщика на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением указанных имущественных прав, в состав которых могут включаться расходы (пп. 2 п. 2 ст. 220 НК РФ в редакции Закона N 146-ФЗ):

1) в сумме денежных средств и (или) стоимости иного имущества, внесенных в качестве взноса в уставный капитал при учреждении общества или при увеличении его уставного капитала;

2) на приобретение или увеличение доли в уставном капитале общества.

При отсутствии документально подтвержденных расходов на приобретение доли в уставном капитале общества имущественный налоговый вычет будет предоставляться в размере доходов, полученных налогоплательщиком в результате прекращения участия в обществе, не превышающем в целом 250 000 рублей за налоговый период.

Наряду с этим пп. 2 п. 2 ст. 220 НК РФ в редакции Закона N 146-ФЗ предусмотрены и особенности уменьшения доходов налогоплательщика на сумму расходов на приобретение доли в уставном капитале общества:

1) при продаже части доли в уставном капитале общества, принадлежащей налогоплательщику, расходы налогоплательщика на приобретение указанной части доли в уставном капитале учитываются пропорционально уменьшению доли такого налогоплательщика в уставном капитале общества. Например, налогоплательщик, купивший долю в уставном капитале общества в размере 50 процентов за 100 000 рублей, при продаже ее половины (25 процентов) сможет уменьшить налоговую базу по НДФЛ на 50 000 рублей (100 000 рублей / 2);

2) при получении дохода в виде выплат участнику общества в денежной или натуральной форме в связи с уменьшением уставного капитала общества расходы налогоплательщика на приобретение доли в уставном капитале общества учитываются пропорционально уменьшению уставного капитала общества. Например, налогоплательщик приобрел долю в уставном капитале общества в размере 50 процентов за 50 000 рублей. Впоследствии принято решение об уменьшении уставного капитала общества, который составлял 1 000 000 рублей, на 100 000 рублей. В таком случае налогоплательщик сможет уменьшить налоговую базу по НДФЛ на сумму расхода, связанного с приобретением доли в уставном капитале, в размере 5000 рублей (50 000 рублей х 100 000 рублей / 1 000 000 рублей);

3) если уставный капитал общества был увеличен за счет переоценки активов, при его уменьшении расходы налогоплательщика на приобретение доли в уставном капитале учитываются в сумме выплаты участнику общества, превышающей сумму увеличения номинальной стоимости его доли в результате переоценки активов. Так, например, представляется, что в случае, если номинальная стоимость доли налогоплательщика в уставном капитале общества за счет переоценки активов увеличилась на 100 000 рублей, а впоследствии была уменьшена на 50 000 рублей с выплатой ему соответствующей суммы, налогоплательщик не сможет учесть при расчете налоговой базы по НДФЛ расходы, связанные с приобретением доли в уставном капитале общества.

8. Работники смогут получать социальные налоговые вычеты по расходам на обучение и лечение у работодателей.

(ст. 1, ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 06.04.2015 N 85-ФЗ, далее — Закон N 85-ФЗ)

Согласно действующему в 2015 году порядку социальные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику при подаче им налоговой декларации по НДФЛ в налоговый орган по окончании налогового периода.

С 2016 года работодатель сможет до окончания налогового периода предоставлять налогоплательщику и социальные налоговые вычеты по расходам на обучение и лечение при условии обращения налогоплательщика с письменным заявлением и представления ему подтверждения соответствующего права, выданного налогоплательщику налоговым органом (п. 2 ст. 219 НК РФ в редакции Закона N 85-ФЗ).

Уточнены правила определения даты получения налогоплательщиками доходов.

(п. 1 ст. 2, ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 02.05.2015 N 113-ФЗ, далее — Закон N 113-ФЗ)

1) В 2015 году датой фактического получения налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей, признается день уплаты налогоплательщиком процентов по полученным заемным (кредитным) средствам (пп. 3 п. 1 ст. 223 НК РФ).

С 01.01.2016 года указанный доход будет считаться полученным налогоплательщиком в последний день каждого месяца в течение срока, на который были предоставлены заемные (кредитные) средства, независимо от даты и факта уплаты процентов (пп. 7 п. 1 ст. 223 НК РФ, см. также письмо Минфина России от 07.09.2015 N 03-04-06/51392). (То есть по договорам займа, выданным до 2016 г., материальная выгода будет определяться с 01.01.2016 соответственно на 31.01.2016, 29.02.2016 и т.д.)

Новый порядок, в отличие от действующего, позволяет определять дату получения налогоплательщиками дохода в виде материальной выгоды и по договорам беспроцентного займа. Напоминаем, что согласно существующей в настоящее время официальной позиции фактической датой получения доходов в виде материальной выгоды при получении беспроцентного займа следует считать соответствующие даты возврата налогоплательщиком заемных средств (см., например, письма Минфина России от 10.06.2015 N 03-04-05/33645, от 26.03.2013 N 03-04-05/4-282).

2) Согласно действующей редакции пп. 3 п. 1 ст. 223 НК РФ датой получения дохода в виде материальной выгоды, полученной в связи с приобретением налогоплательщиком ценных бумаг, является дата приобретения ценных бумаг.

Со следующего налогового периода датой фактического получения данного дохода будет признаваться день оплаты стоимости приобретенных ценных бумаг, в случае если оплата будет производиться после перехода к налогоплательщику права собственности на эти ценные бумаги (пп. 3 п. 1 ст. 223 НК РФ в редакции Закона N 113-ФЗ). В ситуациях с предварительной оплатой ценных бумаг будет применяться прежний порядок определения даты получения дохода.

3) В настоящее время нормы главы 23 НК РФ не регулируют порядка определения даты получения налогоплательщиком дохода в ситуациях, когда вместо передачи налогоплательщику денежных средств или иного имущества в счет выплаты дохода по договору обязательства должника погашаются посредством зачета встречных однородных требований.

С 01.01.2016 года в подобных случаях доход будет считаться полученным налогоплательщиком на день зачета встречных однородных требований (пп. 4 п. 1 ст. 223 НК РФ).

4) Глава 23 НК РФ не содержит специальных норм, позволяющих установить дату получения налогоплательщиком дохода при списании организацией его задолженности, безнадежной для взыскания. По мнению Минфина, это день, когда взыскание сумм стало невозможным. Например, когда истек срок давности или работодатель принял решение о прощении долга и его списании (Письмо от 24.09.2009 N 03-03-06/1/610).

С 01.01.2016 года доход у физического лица должника возникает при принятии решения о признании задолженности безнадежной и списании ее с баланса организации-кредитора данный порядок будет прямо установлен пп. 5 п. 1 ст. 223 НК РФ.

5) С 01.01.2016 года датой получения доходов, выплачиваемых налогоплательщику в связи с направлением его в командировку, будет являться последний день месяца, в котором утвержден авансовый отчет после возвращения налогоплательщика из командировки (пп. 6 п. 1 ст. 223 НК РФ). Специалисты финансового ведомства рекомендуют придерживаться аналогичного порядка и в настоящее время (письмо Минфина России от 14.01.2013 N 03-04-06/4-5, см. также письмо Минфина России от 24.04.2015 N 03-04-08/23689). Поскольку не установлено иного, данное правило будет распространяться на все доходы, получение которых обусловлено направлением работника в командировку, в частности под его действие подпадут суточные, а также суммы оплаты расходов по найму жилого помещения.

10. Изменены сроки и адреса уведомления налоговыми агентами налогоплательщиков и налоговых органов о невозможности удержания исчисленной суммы НДФЛ

(пп. «в» п. 2 ст. 2, ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 02.05.2015 N 113-ФЗ, далее — Закон N 113-ФЗ)

Согласно действующей редакции п. 5 ст. 226 НК РФ при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму НДФЛ (справки с признаком «2») налоговый агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства (в общем случае — не позднее 31 января следующего календарного года (п.п. 2, 5 ст. 6.1, ст. 216 НК РФ)), письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать НДФЛ и сумме налога.

С 01.01.2016 года налоговые агенты смогут уведомлять о данных фактах как налогоплательщиков, так и налоговые органы в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (абзац первый п. 5 ст. 226 НК РФ в редакции Закона N 113-ФЗ), то есть срок для уведомления увеличен. При этом, поскольку после сообщения о невозможности удержания налога обязанность налогового агента по удержанию НДФЛ прекращается, п. 2 ст. 231 НК РФ, предписывающий налоговым агентам производить взыскание задолженности с физических лиц до ее полного погашения, признан утратившим силу.

Причем для некоторых категорий налоговых агентов прямо установлен специальный порядок уведомления налоговых органов (абзац третий п. 5 ст. 226, п. 2 ст. 230 в редакции Закона N 113-ФЗ):

1) налоговые агенты — российские организации, имеющие обособленные подразделения, представляют сообщения о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога (далее — Сообщения) в отношении физических лиц, получивших доходы от обособленных подразделений, в налоговый орган по месту нахождения соответствующих обособленных подразделений. Возможность такого порядка уведомления налоговых органов Минфин России допускал и ранее (письмо от 03.12.2008 N 03-04-07-01/244);

2) организации, отнесенные к категории крупнейших налогоплательщиков, в том числе в отношении физических лиц, получивших доходы от обособленных подразделений указанных организаций, представляют Сообщения в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика либо в налоговый орган по месту учета такого налогоплательщика по соответствующему обособленному подразделению (отдельно по каждому обособленному подразделению);

3) индивидуальные предприниматели, которые состоят на учете в налоговом органе по месту осуществления деятельности в связи с применением системы налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности и (или) ПСН, представляют Сообщения в отношении своих наемных работников в налоговый орган по месту своего учета в связи с осуществлением такой деятельности.

11. Вводится единый порядок перечисления налоговыми агентами НДФЛ в бюджетную систему РФ.

(пп. «г» п. 2 ст. 2, ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 02.05.2015 N 113-ФЗ, далее — Закон N 113-ФЗ)

В 2015 году налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного НДФЛ в бюджетную систему РФ, руководствуясь одним из правил, установленных п. 6 ст. 226 НК РФ, то есть не позднее дня:

1) фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода;

2) перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках;

3) следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода в денежной форме (в непоименованных выше случаях);

4) следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога (для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды).

С 01.01.2016 года будет действовать единое правило, согласно которому налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного НДФЛ не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода (п. 6 ст. 226 в редакции Закона N 113-ФЗ). Это означает, например, что работодатели не должны будут перечислять в бюджет НДФЛ с заработной платы работников в день фактического получения в банке денежных средств на ее выплату, если фактически заработная плата будет выплачиваться работникам в другой день.

Исключение из этого правила предусмотрено лишь для случаев выплаты налогоплательщику доходов в виде пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком) и в виде оплаты отпусков. В таких ситуациях налоговые агенты будут обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного НДФЛ не позднее последнего числа месяца, в котором производились указанные выплаты.

12. НДФЛ с выплат в пользу физических лиц по гражданско-правовым договорам, заключенным с обособленными подразделениями организации, будет подлежать уплате в бюджет по месту нахождения соответствующих обособленных подразделений.

(пп. «д» п. 2 ст. 2, ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 02.05.2015 N 113-ФЗ)

Нормы главы 23 НК РФ в действующей редакции обязывают организации уплачивать НДФЛ по месту нахождения своих обособленных подразделений, удержанный лишь с суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений, то есть лицам, работающим на основании трудовых договоров (п. 7 ст. 226 НК РФ). Во всех иных случаях, например при выплате дохода лицам, не являющимся работниками организации, по заключенным с ее обособленными подразделениями гражданско-правовым договорам, исчисленная и удержанная сумма НДФЛ подлежит уплате в бюджет по месту учета организации в налоговом органе (см., например, письмо Минфина России от 07.03.2014 N 03-04-06/10173).

В редакции, действующей с 01.01.2016 года — по месту нахождения обособленных подразделений необходимо будет перечислять НДФЛ, исчисленный с суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого физическим лицам по любым договорам (а не только по трудовым договорам), заключенным с этими обособленными подразделениями (абзац третий п. 7 ст. 226 НК РФ в редакции Закона N 113-ФЗ, см. также письмо Минфина России от 09.06.2015 N 03-04-06/33263).

13. Законодательно закреплены особенности уплаты НДФЛ налоговыми агентами — индивидуальными предпринимателями, применяющими систему налогообложения в виде ЕНВД и (или) ПСН.

(пп. «д» п. 2 ст. 2, ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 02.05.2015 N 113-ФЗ)

В настоящее время индивидуальные предприниматели — налоговые агенты при уплате НДФЛ руководствуются общим правилом: совокупная сумма НДФЛ, исчисленная и удержанная ими у налогоплательщиков, в отношении которых они признаются источником дохода, уплачивается в бюджет по месту учета предпринимателя — налогового агента в налоговом органе (п. 7 ст. 226 НК РФ). При этом особенности применения данной нормы, в случае если предприниматель состоит на учете в нескольких налоговых органах в связи с применением системы налогообложения в виде ЕНВД и (или) патентной системы налогообложения, не установлены.

С 01.01.2016 года — НДФЛ с доходов, выплачиваемых работникам, занятым в деятельности, в отношении которой применяется система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности и (или) патентная система налогообложения, следует перечислять в бюджет по месту учета индивидуального предпринимателя в налоговом органе соответственно в качестве налогоплательщика ЕНВД и (или) применяющего патентную систему налогообложения в связи с осуществлением того или иного вида деятельности, данный порядок уплаты НДФЛ будет закреплен в абзаце четвертом п. 7 ст. 226 НК РФ.

Объявления

Обсуждение ВФСК

Официальная Россия

Президент России

Правительство Амурской области

Государственные и муниципальные услуги (функции) области

Общероссийский сайт закупок

ГУ МЧС России по Амурской области

Управление Роспотребнадзора по Амурской области

Инвестиционный портал Амурской области

Переселение граждан из аварийного жилья

Работа в России

Оцени деятельность Главы

Оцени качество работы медорганизаций

МФЦ «Мои документы»

Дальневосточный гектар