На территории Тамбовского района с 1 июня по 10 июня 2016 года проводится оперативно-профилактическая операция «Дети улиц»,цель которой обеспечение прав и законных интересов несовершеннолетних, активизация профилактической работы с неблагополучными семьями, родителями, невыполняющими обязанности по содержанию и воспитанию детей, отрицательно влияющими на их поведение, либо жестокого обращающимися с ними.
Обращаем внимание граждан на необходимость своевременного сообщения в полицию о самовольном уходе несовершеннолетних, а так же о безнадзорных, беспризорных, самовольно ушедших детях, либо без вести пропавших, занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством, находящихся в ночное время ( время с 23 часов до 6 часов в период с 1 мая по 30 сентября включительно) в общественных местах без сопровождения законных представителей, а также несовершеннолетних, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, о совершении ими правонарушений, попавших в социально опасное положение.
В случае имеющейся информации о вышеуказанных фактах, ОМВД России по Тамбовскому району просит незамедлительно сообщать данную информацию по телефонам:
22-0-57-Телефон доверия ОМВД
02, 21-2-02 - Дежурная часть
21-5-72 - подраздление по делам несовершеннолетних
ПАМЯТКА
ДЕЙСТВИЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ
САМОВОЛЬНЫХ УХОДОВ ДЕТЕЙ ИЗ ДОМА
1. Располагать информацией о местонахождении ребенка в течение дня.
2. Не разрешать несовершеннолетним находиться без присмотра взрослых на улице в ночное время (с 23 до 06 часов в период с 01 мая по 30 сентября включительно и время с 22 до 06 часов местного времени в период с 01 октября по 30 апреля включительно согласно Закону Амурской области от 11.03.2010 № 316-ОЗ «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию в Амурской области»).
3. Интересоваться проблемами, увлечениями своего ребенка, обращать внимание на его окружение, контактировать с его друзьями и знакомыми, знать их адреса и телефоны.
4. Планировать и организовывать досуг несовершеннолетних.
5. Провести с детьми разъяснительные беседы на следующие темы:
-общение с незнакомыми людьми;
-безопасность в незнакомом месте, на дороге, на воде;
6. Объяснить ребенку о возможностях бесплатного анонимного Детского телефона доверия (8-800-2000-122), позвонив по которому психологи обязательно помогут разрешить проблемы и детям, и родителям
7. При задержке ребенка более одного часа от назначенного времени возвращения, ухода ребенка из дома:
-обзвонить друзей, знакомых, родных, к которым мог прийти ребенок, проверить места возможного его нахождения, где обычно гуляет;
- в учебное время связаться с классным руководителем;
8. Если первоначальные поиски не принесут положительного результата, обратиться в полицию с заявлением о розыске;
9. При обнаружении пропавшего ребенка незамедлительно сообщить в полицию о его возвращении.
ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ УХОДА
· крупная ссора с родителями или постоянные «выяснения отношений»;
· агрессия со стороны кого-нибудь из членов семьи (физические наказания);
· безразличие взрослых к проблемам подростка;
· развод родителей;
· появление в доме отчима или мачехи;
· чрезмерная опека, вызывающая раздражение
Кроме того, уходы из семьи могут быть связаны с подростковой реакцией группирования, попаданием под влияние значимых сверстников, рефератной группы.
Основные проблемы детско-родительских отношений,
определяемые как фактор риска уходов детей из семей
Отвергающая позиция: родители воспринимают ребенка как «тяжелую обязанность», стремятся освободиться от этой «обузы», постоянно порицают и критикуют недостатки ребенка, не проявляют терпение.
Позиция уклонения: свойственна родителям эмоционально холодным, равнодушным; контакты с ребенком носят случайный и редкий характер; ребенку предоставляется полная свобода и бесконтрольность.
Позиция доминирования по отношению к детям: непреклонность, суровость взрослого по отношению к ребенку, тенденции к ограничению его потребностей, социальной свободы, независимости. Ведущие методы этого семейного воспитания – дисциплина, режим, угрозы, наказания.
Отвергающее-принуждающая позиция: родители приспосабливают ребенка к выработанному ими образцу поведения, не считаясь с его индивидуальными особенностями. Взрослые предъявляют завышенные требования к ребенку, навязывают ему собственный авторитет. При этом они не признают прав ребенка на самостоятельность. Отношение взрослых к детям носит оценивающий характер.
«Фактором риска» уходов детей из семьи являются и конфликты в детско-родительских отношениях:
· конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная смена критериев оценки ребенка);
· конфликт сверхзаботы;
· конфликт неуважения прав на самостоятельность (тотальность указаний и контроля);
· конфликт отцовского авторитета (стремление добиться своего в конфликте любой ценой).
ПОМНИТЕ! ЛУЧШАЯ ПРОФИЛАКТИКА САМОВОЛЬНЫХ УХОДОВ ДЕТЕЙ ИЗ ДОМА – ДОВЕРИТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ С ДЕТЬМИ
ПАМЯТКА ПРИЕМНЫМ
РОДИТЕЛЯМ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ
САМОВОЛЬНЫХ УХОДОВ ДЕТЕЙ ИЗ СЕМЬИ
Дети, пришедшие в семьи из интернатных учреждений, испытывают последствия устойчивой психической неудовлетворенности в потребностях. Эта неудовлетворенность выражается в следующих типах поведения: «Стремящиеся к компенсации» (активно ищут выход из создавшегося положения), «Подавленный» тип (характеризуется уходом в себя от травмирующей его ситуации), «Хорошо приспособленный» (склонен находить достаточно стимулов для своего развития. в условиях воспитания в интернатных учреждениях).Уходы из семьи, взявших детей на воспитание, могут быть связаны с трудностями адаптации в новых для них условиях.
«Стремящиеся к компенсации»
уходят из семьи по причинам:
1. Недостаток внимания взрослых к ребенку;
2. Чрезмерная перегрузка от общения со сверстниками (из семей);
3. Узкий круг социальных контактов (дом, школа);
4. Тревога не оправдать ожидания взрослых;
5. Страх наказания;
6. Поиск авторитета;
7. Удовлетворение собственных амбиций.
«Подавленный» тип
покидает семью по следующим причинам:
1. Гиперопека
2. Эмоциональная усталость;
3. Стремление к одиночеству;
4. Завышенные требования взрослых;
5. Боязнь не оправдать доверие;
6. Школьная тревожность.
«Хорошо приспособленный»
тип детей стремиться уйти из-под контроля взрослых:
1. Ностальгия по прежним условиям жизни, персоналу учреждения, сверстникам, друзьям.
2. Предпочтение коллективных форм деятельности над индивидуальными
3. Незнание семейных ценностей;
4. Страх одиночества;
5. Непонимание требований взрослых;
6. Недостаточное развитие навыков самообслуживания.
При воспитании приемных детей необходимо учитывать
Вероятность самовольного ухода из дома очень высока у всех типов детей.
Условия жизни в учреждении очень отличаются от семейных. Адаптация проходит болезненно.
Нельзя переоценивать самостоятельность воспитанников (например, умение расходовать карманные деньги). Нельзя резко менять их образ жизни.
Нельзя негативно отзываться о том, что дорого ребенку: об учреждении, о родителях, воспитателях. Надо знать ближайшее окружение ребенка (подросток, воспитанный вне семьи стремиться к взрослым компаниям).
Нельзя перегружать домашними поручениями (например, уход за больными, престарелыми родственниками или детьми). Надо учить самообслуживанию.
Надо предотвращать ссоры и конфликты приемных и кровных детей (устанавливать очередность пользования бытовыми, учебными и развлекательными предметами.) Постоянно оказывайте помощь ребенку, пережившему горе потери близких.
ПАМЯТКА
О ДЕЙСТВИЯХ ПО НЕДОПУЩЕНИЮ
БЕЗВЕСТНОГО ИСЧЕЗНОВЕНИЯ ДЕТЕЙ
Что нужно делать, если ребенок пропал?
Поговорите с ребенком о том, как он должен вести себя, когда остается один.
Не надо запугивать. Но нужно обязательно добиться от него, чтобы он понял важность правил и запомнил их.
1. Старайтесь создать с ребенком максимально доверительные отношения.
2. Донесите до детей, что нельзя разговаривать с незнакомыми людьми и тем более идти с ними. Неважно, что человек может вызывать доверие, предлагать показать котенка и т. д.
3. Ни под каким предлогом дети не должны открывать двери незнакомым.
4. Если вы идете с ребенком в места массового скопления людей, одевайте его поярче. Маленькому ребенку вложите в одежду визитку с телефонами родителей.
5. Регулярно фотографируйте ребенка. Случается, что пропадает 14-летний мальчик, а на последних фотографиях ему девять лет. Заведите домашний паспорт ребенка и раз в год обновляйте основные данные и особые приметы. Часто обезумевшие от горя родители не могут назвать даже рост ребенка, утверждая, что девочка-третьеклассница «ростом примерно с метр».
6.Правило «трех К»: «Каждый раз, провожая ребенка, вы знаете, КУДА он идет, КТО его сопровождает (с кем он должен встретиться) и КОГДА должен вернуться».
7. Знакомьтесь со всеми, с кем общается ваш ребенок, в том числе с представителями официальных организаций, записывайте их телефоны.
8. Подключите мобильный телефон сына или дочки к услуге «Ребенок под присмотром», «Мобильный маячок» и т. д.
9. Но вот случилась беда. Если в ТЕЧЕНИЕ ЧАСА не нашли ребенка (дома – в шкафу, подвале, под кроватью, у друзей и родных и т. д.), не ждите «трех суток» (по советской практике), а немедленно подавайте заявление в полицию.
Запросите у сотового оператора распечатку последних звонков с мобильного телефона ребенка. Обратитесь к волонтерам, родственникам, друзьям. Вместе с ними звоните в поисковые отряды и распространяйте информацию по социальным сетям. Чем больше людей будут знать о вашей беде, тем больше шансов найти ребенка.
ОМВД России по Тамбовскому району