В преддверии Новогодних и Рождественских праздников обращаемся к вам с просьбой о проявлении бдительности,...
Жители Амурской области могут оценить качество предоставления государственных услуг в сфере кадастрового учёта и регистрации права специалистами филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Амурской области на сайте «Ваш контроль».
С 1 января 2017 года предоставляется государственная услуга по выдаче справок о том, является или не является лицо подвергнутым административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо...
Жители Амурской области, после подачи заявления в кадастровую палату часто сталкиваются с вопросом, как узнать на какой стадии рассмотрения или готовности их документы, за данной информацией многие дополнительно приезжают...
Более 20 тысяч страхователей Амурской области должны отчитаться в Фонд социального страхования РФ за 2016 год.Непредставление отчетности влечет за собой наложение штрафных санкций в размере не менее 2000 рублей
В связи с принятием Федерального закона от 30 ноября 2016 года № 402-ФЗ «О внесении изменений в ст.333.35 ч.2 Налогового Кодекса РФ» с 1 января 2017 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня...
В условиях, когда у многих из нас падают доходы, а цены растут, право на бесплатную медицинскую помощь становится особенно актуальным. Сегодня подавляющее большинство видов медпомощи...
На сегодняшний день изменение категории земель регламентируется Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» 172-...
В филиале ФГБУ «ФКП Росреестра» по Амурской области организован «телефон доверия» по вопросам противодействия коррупции.
На портале госуслуг Росреестра (kadastr.ru) после полной модернизации начала действовать новая версия публичной кадастровой карты, которая существенно отличается от предыдущих редакций более быстрым...
В соответствии с постановлением Минтруда России от 17.01.2001 № 7 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда» — уголок охраны труда оформляется в зависимости от площади,...
Межрайонная ИФНС России № 6 по Амурской области информирует.
11 декабря 2016 года в с. Толстовка несовершеннолетние дети 2008 года рождения, катаясь на санках с горки установленной вблизи дороги, выехали на проезжую часть перед близко движущимся грузовым автомобилем под управлением...
Вы решили построить дом? Отличная идея! Казалось бы, все продумано до мелочей, до последнего гвоздя. Хотя...как сказать. А что вы знаете о требованиях жилищного законодательства? Как возвести жилище по правилам?...
В конце 30-х гг. в связи с активизацией милитаристской Японии, захватом ими северо-восточного Китая и созданием на его территории марионеточного государства Маньчжоу-Гоо, возникла угроза советскому Дальнему Востоку со стороны Японии, не скрывавшей захватнических планов относительно Дальнего Востока. В Тамбовском районе, в этот период включающем в себя и территорию Константиновского района, в целях укрепления обороноспособности южной части Амурской области от Березовки, через Толстовку- Тамбовку- Жариково на Константиновку была, начиная с 1934 года, построена узкоколейная железная дорога.
Она обеспечивала поставки военной техники, грузов, оборудования и стратегических товаров в 1936-1954 годах. В 1935 — 1937 годах для укрепления границы и её обороны вдоль реки Амур были построены военные коммуникации (ДОТы и ДЗОТы), известные под названием «Линии обороны генерала Карбышева», прошедшие и через территорию Тамбовского района, часть данных сооружений и поныне сохраняются в южной части нашего района.
Особое место в укреплении обороноспособности Дальнего Востока сыграла авиация, контролирующая воздушные пространства нашей территории от проникновения разведывательных самолетов Японии, нередко нарушающей воздушное пространство СССР. История повторяется — в настоящее время проверить прочность нашей воздушной границы пытаются самолеты США и НАТО — то со стороны Европы, то со стороны Аляски и Японии.
Существенная роль в укреплении обороноспособности была определена 14-й истребительному авиационному полку, который был сформирован в Особой Краснознаменной Дальневосточной армии на аэродроме Куйбышевка-Восточная Амурской области, вошедшем в состав 26-й авиационной бригады ВВС ОКДВА. 14-й истребительный авиационный полк дислоцировался первоначально в г. Куйбышевка-Восточная (г. Белогорск в Амурской обл. в 1935-57). — с 1938 года по лето 1941 года, с первых дней войны был переведен на аэродром села Тамбовка, где был размещен с лета (июль-август) 1941 года по 10 июля 1946 года, позднее передислоцирован в город Елизово (Камчатка), аэропорт Петропавловск-Камчатский — с 20 сентября 1945 года по 15 сентября 1960 года (дата расформирования 14 истребительного авиационного полка).
Село Тамбовка, имеющая в то время военный гарнизон, располагавшийся в районе Тамбовского музея истории развития сельского хозяйства Амурской области (на его территории находится могила погибших в 1946 году от рук хунхузов советских солдат) рядом с проходящей узкоколейной железной дорогой, по которой и шли поставки вооружения, запасных частей к ним. В Тамбовке разместился и летный состав 14-ого истребительного авиационного полка. Для военного аэродрома была расширена территория взлетной полосы. Данная территория применялась как летное поле ешё с 1932 года. А теперь, в годы войны, летное поле от Тамбовки вытянулось почти на 5 километров в сторону села Орлецкое, практически сохранив данную территорию до конца 80-х годов, до развала СССР.
Чтобы расширить позиции 14-го истребительного авиационного полка, уже осенью 1941 года было принято постановление Амурского облисполкома об обязательном создании запасных взлетных полос практически в каждом селе Тамбовского района и закреплении за их очисткой от снега жителей сельсоветов сел. Очевидцы вспоминали о наличии таких полос в селах Лазаревка, Новоалександровка, значительном аэродроме вдоль р. Гильчин в селе Жариково. Но главная функция как базового аэродрома лежала на аэродроме села Тамбовка, имеющего определенные превосходства перед иными аэродромами — за счет естественного наклона его территории, он не боится дождевых потоков, практически уже через 3-4 часа после дождя становится сухим.
На аэродроме размещалось до 50 — 60 самолетов различных марок. Первоначально на вооружении стояли самолеты И-16 — с 1938 года по 1944 год, самолеты И-153 — с 1941 года по 1944 год, самолеты Ла-5 — с 1944 года по июль 1946 года, самолеты Ла-7 — с мая 1945 года по июль 1946 года, самолеты P-63 Kingcobra — с июля 1946 года по 50-е годы ХХ века.
Помимо этого, по воспоминаниям, здесь осуществлялись функции аэродрома-подскока в ходе перегонки на западный фронт самолетов США (Kingcobra), поставляемых по ленд-лизу в порт Владивосток, хотя основная трасса для данных самолетов лежала в основном через Аляску — Якутск — Красноярск и далее на советско—германский фронт. Самолет «Кингкобра» был запущен в серию в сентябре 1943 года, почти сразу же начались поставки его в СССР. За время производства, окончившегося в 1945 году, около 2400 самолётов «Кингкобра» нескольких модификаций были поставлены в СССР по ленд-лизу.
С началом боевых действий с японцами на Дальнем Востоке в ходе стратегической наступательной операции советско-монгольских войск на Дальнем Востоке в ходе Маньчжурской операции, начатой в ночь с 8 на 9 августа —2 сентября 1945 г. на заключительном этапе Второй мировой войны пришло время и 14-й истребительного авиационного полка. Маньчжурская операция началась в 12 часов ночи ( 1 час по хабаровскому времени) 9 августа 1945 г. Шел ливневый дождь. Это затрудняло ориентировку и действия войск, но, вместе с тем, способствовало скрытности. С рассветом вся армада из 4 экскадрилий, насчитывающая каждая по 12 самолетов (по 3 звена), пошла из Тамбовки на Константиновку и далее на Китай, на разгром японской Квантунской армии. По воспоминаниям жителей Муравьевки, в селе от их грохота дрожали окна и стены построек.
14 -й истребительный авиационный полк принимал участие в операциях и битвах в ходе Маньчжурской операции с 9 августа по 2 сентября 1945 года, в Сунгарийской наступательной операции с 9 августа по 2 сентября 1945 года, Южно-Сахалинской операции — с 11 августа по 25 августа 1945 года и Курильской десантной операции — с 18 августа по 1 сентября 1945 года.
Известны командиры 14 -й истребительного авиационного полка в период нахождения на аэродроме села Тамбовка: Данилов (март—август 1941г.), Кочергин (15.08.1941г. — апрель 1944г.), В. С. Медведев (апрель 1944 — октябрь 1945г.).
Всего за месяц советско-японской войны (9 августа — 2 сентября 1945 года) полком было выполнено боевых вылетов: воздушных боёв 302, уничтожено при штурмовках наземных целей автомашин — 52, паровозов — 1, вагонов — 7, орудий ПТА — 4.
Выполнив свою основную задачу, с 20 сентября 1945 года 14 -й истребительный авиационный полк был поэтапно перебазирован с аэродрома Тамбовка в Амурской области на аэродром Елизово, и 10 июля 1946 года последний самолет 14-й истребительного авиационного полка покинул аэродром Тамбовки. Позднее, 15 сентября 1960 года, 14-й истребительный авиационный полк был расформирован на аэродроме Елизово (информация о его судьбе — на сайтах Интернета).
Однако полностью аэродром не был закрыт, оставаясь на длительный послевоенный период со своей главной функцией аэродрома подскока — аэродрома, предназначенного для кратковременной стоянки с целью дозаправки и ремонта воздушных судов, чтобы увеличить дальность действия авиации, чаще всего военной. Наиболее всего данная функция проявилась после обострения отношений между Китаем и СССР в 1969 году, приведшего к советско-китайскому вооруженному конфликту на острове Даманский, защищая который погиб наш односельчанин Владимир Штойко.
В 70-е годы на Тамбовском аэродроме было значительное оживление. Увеличено количество военных специалистов, совершались посадки тяжелых самолетов М-3, М-4 (Мясищева), последний тяжелый самолет Ил-28 (Ильюшина) приземлился в феврале 1975 года. Самолеты садились на наш аэродром только зимой, когда замершая земля достигала крепости бетона и позволяла легко осуществлять как посадку, так и последующий взлет тяжелых самолетов.
В эти же 70 годы заработал и гражданский аэродром, связавший с. Тамбовка и г. Благовещенск воздушной линией сообщения. Действующее автомобильное движение по этому маршруту в это время проходило через Ивановку- Березовку на железнодорожный мост через Зею, затрачивалось до 3,5-4 часов времени на поездку, и цена билета от Тамбовки до Благовещенска составляла 1 рубль 80 копеек. А тут за 2 рубля и 18 минут лёта на самолете АН-2 жители районного центра достигали столицы Амурской области. Аэродром располагался за улицей Штойко, в сторону будущей Сельхозхимии, сейчас это уже территория населенного пункта. А в Благовещенске высаживали из самолета за кольцом между современным городом и микрорайоном, да и микрорайона в то время не было, в современном районе АМГУ, только по другую сторону дороги. Летали на самолете Ан-2 («Кукурузник») — легкий транспортный самолёт, биплан с расчалочным крылом, применяется на местных воздушных линиях в качестве пассажирского и грузового самолета, вмещал экипаж — 2 человека и пассажиров — 12 человек. С пуском моста через Зею в 1980 году рейсы самолета были отменены.
В 80-е годы, в связи с подписанием с Китаем договора о ликвидации укрепрайонов в приграничной зоне и переводе всех советских войсковых частей за транссибирскую железнодорожную линию на 150 — 250 км вглубь страны, пришла очередь и Тамбовского аэродрома. Его воинские специалисты и оборудование аэродрома были переведены в Серышево, аэродром Украинка.
На значительное время территория аэродрома была заброшена, в 90-е годы ХХ века оставшаяся от военных база нещадно грабилась нищим населением. И только после образования амурского аэроклуба ДОСААФ России Амурской области (образован в 1988 году) встал вопрос о передаче территории аэродрома в его пользование. Правда, изменилась и конфигурация территории аэродрома, она несколько сократилась, но аэродром уцелел. И жители Тамбовки с удовольствием рассматривают в небе по выходным пируэты летчиков и парашютистов. А 27 июля 2013 года на аэродроме села Тамбовка Амурской области состоялись праздничные мероприятия, посвященные 25-летию со дня образования амурского аэроклуба ДОСААФ России Амурской области, в рамках которого участники показывали свои достижения в области парашютного спорта. В рамках мероприятия состоялось мотоциклетное и автомобильное шоу, были показаны результаты работы авиамоделистов и парашютно-авиационное шоу, в завершении которого пилоты прокатили всех желающих на самолетах.
Не остаются в стороне от жизни аэродрома и нынешние тамбовчане, как молодежь, так и люди постарше. В конце 80- нач. 90-х при местном ДОСААФ вел свою деятельность военно-патриотический клуб «Каскад», который готовил молодых парашютистов. И сейчас участники районных и областных ВПК с удовольствием занимаются парашютным спортом. Завсегдатаями мероприятий, организованных ДОСААФ, стали и ребята МБОУ Тамбовская СОШ — участники военно-патриотического клуба «Сокол».
Ежедневно, особенно в послеобеденное время, западнее с. Тамбовка, на чистом небе видны остаточные следы пролёта пассажирских самолетов с севера на юг, в Китай. Там пролегает международный воздушный коридор для пролета гражданских аэросудов. И наш маленький аэродром, возможно, тоже есть на авиационных картах на случай аварии пролетающих самолетов.
И.ЩУКИН