Гражданская защита, ЧС и антитеррор

  • Уважаемые граждане !

    16.12.2016 21:40

    В преддверии Новогодних и Рождественских праздников обращаемся к вам с просьбой о проявлении бдительности,...

Информация госорганов

 
Горячая линия в ГИБДД

 

Аэродром села Тамбовка

  • 21.06.2016 10:52
  • Просмотров: 573

В конце 30-х гг. в связи с активизацией милитаристской Японии, захватом ими северо-восточного Китая и созданием на его территории марионеточного государства Маньчжоу-Гоо, возникла угроза советскому Дальнему Востоку со стороны Японии, не скрывавшей захватнических планов относительно Дальнего Востока. В Тамбовском районе, в этот период включающем в себя и территорию Константиновского района, в целях укрепления обороноспособности южной части Амурской области от Березовки, через Толстовку- Тамбовку- Жариково на Константиновку была, начиная с 1934 года, построена узкоколейная железная дорога.

Она обеспечивала поставки военной техники, грузов, оборудования и стратегических товаров в 1936-1954 годах. В 1935 — 1937 годах для укрепления границы и её обороны вдоль реки Амур были построены военные коммуникации (ДОТы и ДЗОТы), известные под названием «Линии обороны генерала Карбышева», прошедшие и через территорию Тамбовского района, часть данных сооружений и поныне сохраняются в южной части нашего района.

Особое место в укреплении обороноспособности Дальнего Востока сыграла авиация, контролирующая воздушные пространства нашей территории от проникновения разведывательных самолетов Японии, нередко нарушающей воздушное пространство СССР. История повторяется — в настоящее время проверить прочность нашей воздушной границы пытаются самолеты США и НАТО — то со стороны Европы, то со стороны Аляски и Японии.

Существенная роль в укреплении обороноспособности была определена 14-й истребительному авиационному полку, который был сформирован в Особой Краснознаменной Дальневосточной армии на аэродроме Куйбышевка-Восточная Амурской области, вошедшем в состав 26-й авиационной бригады ВВС ОКДВА. 14-й истребительный авиационный полк дислоцировался первоначально в г. Куйбышевка-Восточная (г. Белогорск в Амурской обл. в 1935-57). — с 1938 года по лето 1941 года, с первых дней войны был переведен на аэродром села Тамбовка, где был размещен с лета (июль-август) 1941 года по 10 июля 1946 года, позднее передислоцирован в город Елизово (Камчатка), аэропорт Петропавловск-Камчатский — с 20 сентября 1945 года по 15 сентября 1960 года (дата расформирования 14 истребительного авиационного полка).

Село Тамбовка, имеющая в то время военный гарнизон, располагавшийся в районе Тамбовского музея истории развития сельского хозяйства Амурской области (на его территории находится могила погибших в 1946 году от рук хунхузов советских солдат) рядом с проходящей узкоколейной железной дорогой, по которой и шли поставки вооружения, запасных частей к ним. В Тамбовке разместился и летный состав 14-ого истребительного авиационного полка. Для военного аэродрома была расширена территория взлетной полосы. Данная территория применялась как летное поле ешё с 1932 года. А теперь, в годы войны, летное поле от Тамбовки вытянулось почти на 5 километров в сторону села Орлецкое, практически сохранив данную территорию до конца 80-х годов, до развала СССР.

Чтобы расширить позиции 14-го истребительного авиационного полка, уже осенью 1941 года было принято постановление Амурского облисполкома об обязательном создании запасных взлетных полос практически в каждом селе Тамбовского района и закреплении за их очисткой от снега жителей сельсоветов сел. Очевидцы вспоминали о наличии таких полос в селах Лазаревка, Новоалександровка, значительном аэродроме вдоль р. Гильчин в селе Жариково. Но главная функция как базового аэродрома лежала на аэродроме села Тамбовка, имеющего определенные превосходства перед иными аэродромами — за счет естественного наклона его территории, он не боится дождевых потоков, практически уже через 3-4 часа после дождя становится сухим.

На аэродроме размещалось до 50 — 60 самолетов различных марок. Первоначально на вооружении стояли самолеты И-16 — с 1938 года по 1944 год, самолеты И-153 — с 1941 года по 1944 год, самолеты Ла-5 — с 1944 года по июль 1946 года, самолеты Ла-7 — с мая 1945 года по июль 1946 года, самолеты P-63 Kingcobra — с июля 1946 года по 50-е годы ХХ века.

Помимо этого, по воспоминаниям, здесь осуществлялись функции аэродрома-подскока в ходе перегонки на западный фронт самолетов США (Kingcobra), поставляемых по ленд-лизу в порт Владивосток, хотя основная трасса для данных самолетов лежала в основном через Аляску — Якутск — Красноярск и далее на советско—германский фронт. Самолет «Кингкобра» был запущен в серию в сентябре 1943 года, почти сразу же начались поставки его в СССР. За время производства, окончившегося в 1945 году, около 2400 самолётов «Кингкобра» нескольких модификаций были поставлены в СССР по ленд-лизу.

С началом боевых действий с японцами на Дальнем Востоке в ходе стратегической наступательной операции советско-монгольских войск на Дальнем Востоке в ходе Маньчжурской операции, начатой в ночь с 8 на 9 августа —2 сентября 1945 г. на заключительном этапе Второй мировой войны пришло время и 14-й истребительного авиационного полка. Маньчжурская операция началась в 12 часов ночи ( 1 час по хабаровскому времени) 9 августа 1945 г. Шел ливневый дождь. Это затрудняло ориентировку и действия войск, но, вместе с тем, способствовало скрытности. С рассветом вся армада из 4 экскадрилий, насчитывающая каждая по 12 самолетов (по 3 звена), пошла из Тамбовки на Константиновку и далее на Китай, на разгром японской Квантунской армии. По воспоминаниям жителей Муравьевки, в селе от их грохота дрожали окна и стены построек.

14 -й истребительный авиационный полк принимал участие в операциях и битвах в ходе Маньчжурской операции с 9 августа по 2 сентября 1945 года, в Сунгарийской наступательной операции с 9 августа по 2 сентября 1945 года, Южно-Сахалинской операции — с 11 августа по 25 августа 1945 года и Курильской десантной операции — с 18 августа по 1 сентября 1945 года.

Известны командиры 14 -й истребительного авиационного полка в период нахождения на аэродроме села Тамбовка: Данилов (март—август 1941г.), Кочергин (15.08.1941г. — апрель 1944г.), В. С. Медведев (апрель 1944 — октябрь 1945г.).

Всего за месяц советско-японской войны (9 августа — 2 сентября 1945 года) полком было выполнено боевых вылетов: воздушных боёв 302, уничтожено при штурмовках наземных целей автомашин — 52, паровозов — 1, вагонов — 7, орудий ПТА — 4.

Выполнив свою основную задачу, с 20 сентября 1945 года 14 -й истребительный авиационный полк был поэтапно перебазирован с аэродрома Тамбовка в Амурской области на аэродром Елизово, и 10 июля 1946 года последний самолет 14-й истребительного авиационного полка покинул аэродром Тамбовки. Позднее, 15 сентября 1960 года, 14-й истребительный авиационный полк был расформирован на аэродроме Елизово (информация о его судьбе — на сайтах Интернета).

Однако полностью аэродром не был закрыт, оставаясь на длительный послевоенный период со своей главной функцией аэродрома подскока — аэродрома, предназначенного для кратковременной стоянки с целью дозаправки и ремонта воздушных судов, чтобы увеличить дальность действия авиации, чаще всего военной. Наиболее всего данная функция проявилась после обострения отношений между Китаем и СССР в 1969 году, приведшего к советско-китайскому вооруженному конфликту на острове Даманский, защищая который погиб наш односельчанин Владимир Штойко.

В 70-е годы на Тамбовском аэродроме было значительное оживление. Увеличено количество военных специалистов, совершались посадки тяжелых самолетов М-3, М-4 (Мясищева), последний тяжелый самолет Ил-28 (Ильюшина) приземлился в феврале 1975 года. Самолеты садились на наш аэродром только зимой, когда замершая земля достигала крепости бетона и позволяла легко осуществлять как посадку, так и последующий взлет тяжелых самолетов.

В эти же 70 годы заработал и гражданский аэродром, связавший с. Тамбовка и г. Благовещенск воздушной линией сообщения. Действующее автомобильное движение по этому маршруту в это время проходило через Ивановку- Березовку на железнодорожный мост через Зею, затрачивалось до 3,5-4 часов времени на поездку, и цена билета от Тамбовки до Благовещенска составляла 1 рубль 80 копеек. А тут за 2 рубля и 18 минут лёта на самолете АН-2 жители районного центра достигали столицы Амурской области. Аэродром располагался за улицей Штойко, в сторону будущей Сельхозхимии, сейчас это уже территория населенного пункта. А в Благовещенске высаживали из самолета за кольцом между современным городом и микрорайоном, да и микрорайона в то время не было, в современном районе АМГУ, только по другую сторону дороги. Летали на самолете Ан-2 («Кукурузник») — легкий транспортный самолёт, биплан с расчалочным крылом, применяется на местных воздушных линиях в качестве пассажирского и грузового самолета, вмещал экипаж — 2 человека и пассажиров — 12 человек. С пуском моста через Зею в 1980 году рейсы самолета были отменены.

В 80-е годы, в связи с подписанием с Китаем договора о ликвидации укрепрайонов в приграничной зоне и переводе всех советских войсковых частей за транссибирскую железнодорожную линию на 150 — 250 км вглубь страны, пришла очередь и Тамбовского аэродрома. Его воинские специалисты и оборудование аэродрома были переведены в Серышево, аэродром Украинка.

На значительное время территория аэродрома была заброшена, в 90-е годы ХХ века оставшаяся от военных база нещадно грабилась нищим населением. И только после образования амурского аэроклуба ДОСААФ России Амурской области (образован в 1988 году) встал вопрос о передаче территории аэродрома в его пользование. Правда, изменилась и конфигурация территории аэродрома, она несколько сократилась, но аэродром уцелел. И жители Тамбовки с удовольствием рассматривают в небе по выходным пируэты летчиков и парашютистов. А 27 июля 2013 года на аэродроме села Тамбовка Амурской области состоялись праздничные мероприятия, посвященные 25-летию со дня образования амурского аэроклуба ДОСААФ России Амурской области, в рамках которого участники показывали свои достижения в области парашютного спорта. В рамках мероприятия состоялось мотоциклетное и автомобильное шоу, были показаны результаты работы авиамоделистов и парашютно-авиационное шоу, в завершении которого пилоты прокатили всех желающих на самолетах.

Не остаются в стороне от жизни аэродрома и нынешние тамбовчане, как молодежь, так и люди постарше. В конце 80- нач. 90-х при местном ДОСААФ вел свою деятельность военно-патриотический клуб «Каскад», который готовил молодых парашютистов. И сейчас участники районных и областных ВПК с удовольствием занимаются парашютным спортом. Завсегдатаями мероприятий, организованных ДОСААФ, стали и ребята МБОУ Тамбовская СОШ — участники военно-патриотического клуба «Сокол».

Ежедневно, особенно в послеобеденное время, западнее с. Тамбовка, на чистом небе видны остаточные следы пролёта пассажирских самолетов с севера на юг, в Китай. Там пролегает международный воздушный коридор для пролета гражданских аэросудов. И наш маленький аэродром, возможно, тоже есть на авиационных картах на случай аварии пролетающих самолетов.

И.ЩУКИН

Объявления

Обсуждение ВФСК

Официальная Россия

Президент России

Правительство Амурской области

Государственные и муниципальные услуги (функции) области

Общероссийский сайт закупок

ГУ МЧС России по Амурской области

Управление Роспотребнадзора по Амурской области

Инвестиционный портал Амурской области

Переселение граждан из аварийного жилья

Работа в России

Оцени деятельность Главы

Оцени качество работы медорганизаций

МФЦ «Мои документы»

Дальневосточный гектар